Глубокие знания и отточенный занятиями ум также помогли Катьяяне быстро вникнуть в суть проблематики учения Будды.
Будучи священнослужителем при дворе Чандаппаджоти, властителя древнеиндийского государства Аванти, Катьяяна отправился на встречу с Буддой Шакьямуни, чтобы сопроводить того ко двору правителя. Выслушав учение Просветленного, Катьяяна сразу же достиг состояния архата, был принят в монахи и сочтен Татхагатой достойным, чтобы стать учителем. Согласно Лотосовой сутре, Шакьямуни также предрек, что четыре его ученика, включая Катьяяну, станут Буддами.
По просьбе Катьяяны, Шакьямуни внес изменения в устав монашеской жизни, смягчив правила для территорий за пределам Срединных земель Индии, ограничивающихся долиной реки Ганг. Это было связано со спецификой климата и разной плотностью населения.
Махакатьяяна известен как тонкий толкователь изречений Будды. Когда ученики Просветленного не понимали своего учителя, они часто обращались за советом к Катьяяне. В сутрах («Уддесавибхангха-сутра», «Кали-сутра», «Махакаччана-сутра») приводятся такие примеры, как разъяснение стиха «Бхаддекаратта» об удерживании сознания в настоящем, раскрытие тезисов Будды на примере десяти благих и зловредных деяний, описание препятствий истинного познания — взволнованности, застревания ума и внешнего отвлечения. Авторству Махакатьяяны приписывают сборники комментариев на тезисы Будды и учебник по грамматике палийского языка.
Алексей Д