И вот в такое разнообразное общество Бог объединял Собой, как источником жизни на основе любви,. Отношения строились на любви к Богу и к ближнему своему [1, Мтф.22:37-39]. Тоесть, принцип теоцентризма, как по вертикали (отношения с Богом), так и по горизонтали (отношения с ближним), была гарантией гармоничного устройства отношений в социуме. (О сущности концепции устройства отношений в бытии человека, Иисус Христос говорит в Нагорной проповеди). Но человек, воспользовавшись свободой своего волеизъявления, выбрал другую модель устройства философии социальных связей и соответственно, отношений в обществе. Эти отношения, предложенные сатаной, строятся на антропоцентричных принципах. Тоесть, эгоизм стал концептуальным фактором в жизни человека [1, Быт.3:5].
С тех пор творение пытается своими силами упорядочить жизнь на земле. И мы есть свидетелями безуспешности этих усилий. Но человек, в большинстве своём, упорно не хочет признать свою несостоятельность и продолжает своим умом, искаженным грехом, искать те инструменты, которые бы дали возможность разрешить проблемы человеческой души. Одним из таких инструментов является психология, которая имеет монополию в сфере консультирования на официальной основе в Украине, а обеспечить решение духовной проблемы населения нашей страны силы в себе не имеет.
Предлагаю на рассмотрение только два аспекта влияющих на качество психологической консультации, хотя их может быть больше : 1) психология не имеет коренной основы, которая бы могла объединить, иногда диаметрально противоположные теории различных школ психологической консультации. Карл Юнг, ставший инициатором раскола в среде психоаналитики, выразился об этом весьма оптимистично: « Трудная реальность породила нежелательное расширение процессов. В первую очередь, вероятно, сыграло то, что необходимо было признать вероятность разных толкований наблюдаемого материала. В результате возникли разные школы диаметрально противоположных взглядов… Вследствие этого мы столкнулись с ситуацией, похожей, на ту, что происходит в современной физике, где, например, существует две противоположных теории света… Наличие в психологии многих возможных точек зрения не должно давать основ для предположений, что противоречия несовместимы. В разделе науки противоречия указывают лишь на то, что его предмет характеристики, которые на данный момент можно понять только с помощью антиномий… И вот душа безгранично сложнее, чем свет, следовательно для того, чтобы удовлетворительно описать природу души, необходимо гораздо большее количество антиномий» (Jung, pp. 3-4). Дэвид Поулсон в своей статье «Взгляд библейского душепопечения» по этому поводу говорит: Спустя многие десятилетия, не появилось никакой соединяющей теории, которая была бы в силе примирить противоречия. Наоборот, эклектицизм стал повальным увлечением [3, с.7]; 2) эмпирические исследования, которые психология имеет в своей основе, не могут быть достаточными для достижения духовной сферы: «Фридрих Альберт Ланге уже в 19-том столетии стремился опровергнуть метафизику, ссылаясь на то, что „объективная психология» зиждется исключительно на разуме, который в состоянии объяснить все психические процессы в человеческой жизни. Ланге основывал свои выводы на философию Эммануила Канта, на его труде „Критика чистого разума». С тех пор, периодически появлялись труды психологов, которые прославляли объективность естественных наук и психологических знаний, имея материалистическое мировоззрение платформой своих исследований» [2, стр.1]. Именно материалистическая основа психологии не дает возможности ей проникнуть в экзэстенцию души человека. О невозможности материальными инструментами проникнуть в духовную сферу, нам говорит Слово Божие: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем [1Кор.2:14-15]. Дуалистический принцип в этом так же категоричен: « …дуалисты правы в том, что эмпирическая психология ценна тем, что она в состоянии на основе своих научных исследований сказать нечто истинное относительно психической природы человека, но наука не в состоянии проводить исследования с трансцендентным» [2, стр.4].
Френсис Бекон, на заре восстановлении цивилизованного подхода к наукам акцентировал внимание своих последователей на том, что наука может способствовать цивилизации человека лишь тогда, если она не идет в разрез со Свешенным Писанием: «И еще мы коленопреклонно просим о том, чтобы человеческое не оказалось во вред божественному и чтобы открытие путей чувств и яркое возжжение естественного света не породило в наших душах ночь и неверие в божественные таинства, но чтобы, напротив, чистый разум, освобожденный от ложных образов и суетности и все же послушный и вполне преданный божественному откровению, воздал вере то, что вере принадлежит. Наконец, чтобы, отбросив тот влитый в науку змием яд, от коего возносится и преисполняется надменностью дух человеческий, мы не мудрствовали лукаво и не шли далее трезвой меры, но в кротости чтили ист» [4, стр.6]. Так и не приобретенное чувство понимания добра и зла Бог открывает человеку в Священном Писании.
Э. Фромм в своей работе «Бегство от свободы» проводит сравнительный анализ эволюции психологии человека, как личности с одной стороны и психологии человечества, как социума, с другой стороны. Этот анализ изменений в личностной и социальной психике человека проводился на фоне экономических, политических и социальных реформ. Результат исследования говорит сам за себя. «Очевидно, что принцип частной инициативы способствовал процессу индивидуализации, и об этом всегда говорят как о важном вкладе в развитие современной культуры. Но, способствуя развитию «свободы от …», этот принцип помог, и уничтожить все связи между отдельными индивидами, изолировал человека от его собратьев…Индивидуалистический характер экономической системы капитализма является бесспорным» [6, стр.43].
Действительно, в нынешнее время человек ещё больше индивидуализировался. Вся его деятельность направлена на удовлетворение собственных интересов. Тоесть, движущей силой экономического роста нынешнего поколения является эгоцентризм. Соответственно, такое положение вещей не может способствовать улучшению социальных связей. Кроме этого, развитие технических средств коммуникации за довольно короткий период последних лет также способствует отчуждению людей один от другого.
Глядя на это положение общества сквозь призму библейских принципов, мы можем увидеть, какое разрушающее действие души происходит в результате потери живых отношений между людьми. Такое состояние, усугубляет работу очень важного библейского принципа, «сучек и бревно» (Матф. 7:3-5), посредством которого Бог указывает на внутреннюю проблему человека. Такое состояние общества требует заполнения той ниши, свойства которой брал на себя коллектив. В какой-то степени выполнение этой задачи может взять на себя христианская психология. В противовес светской психологии она имеет; 1) объединяющую основу, Бога, такое положение исключает противоположность взглядов различных школ христианской психологии; 2) «Бог есть дух, и поклоняющийся Ему должен поклоняться в духе и истине»[1, Иоа.4:24]. Исходя из этого факта, христианская психология имеет возможность достигать духовной сферы (экзестенции) человека и разрешать вопросы, которых не может разрешить светская психология.
Цель данной статьи заключается в том, чтобы обратить внимание общественности и научных кругов на необходимость создания полноправной альтернативы светской психологии. Сложившееся ныне деморализованное состояние населения в Украине, указывает на то, что методы воспитания, основанные на психологии, себя не в полнее оправдали. Такое положение в нашем обществе вызывает необходимость искать более эффективные источники решения проблем человеческой души. Таким источником является, незаслуженно обделенная вниманием христианская психология. Чтобы восстановить демократическую справедливость, необходимо обеспечить население Украины возможностью выбирать альтернативную методологию решения проблем души. Для этого необходимо выровнять в статусе светскую психологию и христианскую психологии.
За годы независимости Украины на основе принципов христианской психологии было создано много христианских центров реабилитации. Так-как эта деятельность инициирована Церковью, то научной статистике проводимой работы уделялось очень мало внимания. Но имеющиеся некоторые материалы работы этих центров говорят о том, что христианская психология это перспективный путь к решению не только реабилитации от наркомании и алкоголизма, но и решение многих проблем души человека.
Для реализации программы внедрения в практическую жизнь христианской психологии в Национальном университете «Острожская Академия» создана лаборатория, христианской этики, христианской психологии и христианской педагогики с перспективой создания выпускающей кафедры христианской психологии.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛАБОРАТОРИИ
Цель — проводить научные исследования психики человека с позиции теологического подхода с целью выявления причины деструктивного поведения человека в социальных связях и личностных внутренних деструкциях (психических состояниях); на основе полученного научного материала разрабатывать вспомогательные программы для формирования теоцентрического мировоззрения человека во всех социальных сферах, с помощью достигнутого научно-практического опыта способствовать подготовке специалистов по специальности — христианский психолог-консультант, реабилитолог; проводить научные исследования психики человека по результатам влияния христианской психологии через реабилитационные процессы; осуществлять научно-практический сопровождение преподавания предметов духовно-морального направления в Украине, а именно: проводить координацию, рецензирование, разработку и внедрение учебных программ, спецкурсов, учебно-методических комплексов, пособий, учебников, методических рекомендаций для учебно-воспитательных учреждений дошкольного, общего среднего и профессионального образования, высшего образования, учебно-консультативных пунктов дистанционного образования и др.. по дисциплинам духовно-морального направления, а также реабилитационную деятельность среди лиц, с аддиктивным поведением.
Якушенко Сергей Сергеевич
магистр религиоведения