Когда предметом пристального изучения становится не духовная сущность, а врожденная функция человеческого организма, то рождается новое философское направление, и довольно влиятельное – философия языка, где язык выступает проводником к сознанию и мышлению. Великое множество возникших в ходе истории естественных языков (более 2500) и искусственных (программирование, эсперанто и пр.) дало толчок для поиска взаимосвязи между мыслью, ее трансформацию в речь и изложению.

Любая человеческая деятельность выражается в языковых формах. Исходя из этого, получается, что все философские умозаключения рассматриваются в языковом ключе, а наука о языке – лингвистика – становится основным предметом философских догм. Язык в представлении философов этой школы представляется инструментом познания.

Приверженцы классической философии интересовались только идеальным миром, который они в состоянии довести до совершенства, хотя бы в своих мыслях. То есть язык они рассматривали как простой инструмент, выражающий их высокие мысли.

В современной России философия языка не получила широкого распространения, а вот в Западной Европе нашлось много последователей, которые наряду с философскими вопросами решают такие задачи как:

  • Поиски смысла, как идеального содержания.
  • Понимание (рассматривать язык как часть и как целую систему)
  • Интерпретация (поиск и разъяснения смысла)
  • Коммуникация (общение двух или более людей, связанных между собой общностью интересов)
  • Перевод (изложение на другом языке).
  • Хранение (сбор информации, ее извлечение, собирание зрительных и голосовых образов, фиксирование их и пр.)

Некоторые языковые приемы (метафоры, оксюмороны и пр.), которые литераторы всех поколений применяют в своей профессиональной деятельности можно смело назвать побочным явлением философии языка.

Алексей Д