Филолай был учеником Пифагора, который подчёркивал важность числовых группировок. Особенно его интересовали свойства, присущие декаде, сумме первых чисел. Ученик Платона Спейсипп воспроизвёл учение о первых четырёх числах из книги Филолая. Однако сохранились лишь фрагменты его произведений и предположение о том, что философ был первым систематизатором пифагорейства, широко оспаривается.
Фрагмент 1. «Гармония, как правило, является результатом противоречий, ибо это единство множественности и соглашение разногласий».
Фрагмент 2. «Природа мира – это гармоничное соединение конечных и бесконечных элементов. Сходным является совокупность самого мира и всего, что в нём содержится. Все существа обязательно конечны или бесконечны или одновременно и те, и те. Но все они не могут быть только бесконечными».
Фрагмент 3. «Все вещи содержат число, ибо очевидно, что ничто не может ни мыслиться, ни познаваться без числа. Оно имеет три вида: чётный, нечётный и чётно-нечётный (полученный при смешении двух предыдущих). Каждый из них восприимчив к многочисленным разновидностям».
Фрагмент 4. «Суть вещей вечна. Это уникальная и божественная природа, знание которой не принадлежит человеку. Без вмешательства гармонии формирование порядка мира невозможно».
Филолай утверждал, что в основе всего лежит роль предельного и безграничного, которые объединяются в гармонию. Ему приписывают создание теории о том, что Землю не является центром вселенной.
Согласно источникам умер философ после 400 г. до н. э.
Алексей Д