Фарисеи – это второе из трех израильских религиозных направлений Иудаизма, существовало наряду с саддукеями и ессеями, носило государственный характер. Сформировалось течение в эпоху Второго Храма, и легло в основу современного иудаизма. Фарисеями был записан свод правил иудаизма, основанных на Устном Законе, который носит название Талмудов.

Понятие фарисей происходит от еврейского корня, который переводится на русский язык, как отделенный или обособившийся. Присвоение именно этого понятия к названию религиозного учения обосновывается библейскими событиями периода оставления евреями вавилонского плена. В эту эпоху началось отделение евреев от иных племен с иной верой. Когда потребовалось сохранение истинной веры, евреи почувствовали необходимость в обособлении, при этих процессах и зародилось религиозное направление фарисеев. Особое внимание при отделении от иноплеменников уделялось ритуальной чистоте еврейского народа, которую строго соблюдали фарисеи.

После евангельских событий фарисейство стало восприниматься в качестве синонима лицемерия. Однако критика Христа фарисеев была направлена не против их учения, но против тех их поступков, которые они совершали как любые грешные люди. С учением фарисеев Иисус как раз соглашается, но демонстративная набожность, которая была присуща фарисеям, не одобрялась Христом. Их показательная религиозность действительно не соответствовала их учению, к тому же они любили вести споры и дискуссии, но при всем этом они были набожными и искренне верующими людьми.

Еврейский историк I века Иосиф Флавий относит фарисеев к одной из трех религиозно-философских школ. Особое внимание в своих трудах он останавливает на теологических разногласиях фарисеев и саддукеев. Он предполагает, что окончательно религиозное течение фарисеев сформировалось в борьбе с саддукеями, взявшими под свой контроль храмовое богослужение.

Социальная цель соблюдения закона, данного Богом Моисею, у фарисеев полностью совпадает с целью саддукеев, и заключается она в том, чтобы создать великое государство, великий Израиль, выполнив пророчество данное Аврааму. Пророчество говорит о евреях, как о народе, который будет водителем и учителем всех других государств и народностей. Но эта социальная цель у фарисеев соединяется с личной целью каждого человека, с целью вечного спасения.

По политическим взглядам фарисеи близки к саддукеям, но их теологические воззрения значительно отличаются. Фарисеи верили в вечную жизнь, в воскресение мертвых и в предопределение Божие.  Также они подтверждали тот факт, что Бог и человек имеют возможность личного общения. Они утверждали, что между Богом и человеком есть не только закон, как считали саддукеи, но и то, что между ними существует постоянное общение, которое именовалось богообщением. Фарисеи веками накапливали мудрость и знания, отказывались от многих жизненных благ. Почти все они были выходцами из народа и не принадлежали к аристократии. По этой причине они были популярны среди народа, который доверял им гораздо больше, чем их противникам саддукеям.

Главным делом жизни фарисеев было изучение и толкование священных книг, не только Торы, но и книг других пророков, Екклесиаста, Исаии, Иеремии, Иезекииля, Псалтири Царя Давида и других. Также они замечательно знали устную Тору (толкования на Тору), именно фарисеи являются создателями Талмудов, которые есть не что иное, как записанный Устный Закон и толкования на него. Фарисеи были самыми образованными людьми своего времени, большое количество часов в день они посвящали изучению письменного закона и знали его досконально. В народе их считали мудрецами, способными разъяснить любой эпизод Священного Писания.

Создание и развитие синагогальной литургии принадлежит именно фарисеям, которые из-за неимения возможности проводить службу в Храме, власть над которым была сконцентрирована в руках саддукеев, стали собираться общиной для проведения молитвенного служения, литургии, вне Храма. Позже эти места собрания стали называться Синагогами.

После разрушения Второго Храма в Иерусалиме именно фарисейские раввины стали лидерами и вождями своего народа, а современный иудаизм является их приемником. Учения и труды фарисеев определили дальнейшее развитие иудаизма.

Алексей Д