Понятие фарисей происходит от еврейского корня, который переводится на русский язык, как отделенный или обособившийся. Присвоение именно этого понятия к названию религиозного учения обосновывается библейскими событиями периода оставления евреями вавилонского плена. В эту эпоху началось отделение евреев от иных племен с иной верой. Когда потребовалось сохранение истинной веры, евреи почувствовали необходимость в обособлении, при этих процессах и зародилось религиозное направление фарисеев. Особое внимание при отделении от иноплеменников уделялось ритуальной чистоте еврейского народа, которую строго соблюдали фарисеи.
После евангельских событий фарисейство стало восприниматься в качестве синонима лицемерия. Однако критика Христа фарисеев была направлена не против их учения, но против тех их поступков, которые они совершали как любые грешные люди. С учением фарисеев Иисус как раз соглашается, но демонстративная набожность, которая была присуща фарисеям, не одобрялась Христом. Их показательная религиозность действительно не соответствовала их учению, к тому же они любили вести споры и дискуссии, но при всем этом они были набожными и искренне верующими людьми.
Еврейский историк I века Иосиф Флавий относит фарисеев к одной из трех религиозно-философских школ. Особое внимание в своих трудах он останавливает на теологических разногласиях фарисеев и саддукеев. Он предполагает, что окончательно религиозное течение фарисеев сформировалось в борьбе с саддукеями, взявшими под свой контроль храмовое богослужение.
Социальная цель соблюдения закона, данного Богом Моисею, у фарисеев полностью совпадает с целью саддукеев, и заключается она в том, чтобы создать великое государство, великий Израиль, выполнив пророчество данное Аврааму. Пророчество говорит о евреях, как о народе, который будет водителем и учителем всех других государств и народностей. Но эта социальная цель у фарисеев соединяется с личной целью каждого человека, с целью вечного спасения.
По политическим взглядам фарисеи близки к саддукеям, но их теологические воззрения значительно отличаются. Фарисеи верили в вечную жизнь, в воскресение мертвых и в предопределение Божие. Также они подтверждали тот факт, что Бог и человек имеют возможность личного общения. Они утверждали, что между Богом и человеком есть не только закон, как считали саддукеи, но и то, что между ними существует постоянное общение, которое именовалось богообщением. Фарисеи веками накапливали мудрость и знания, отказывались от многих жизненных благ. Почти все они были выходцами из народа и не принадлежали к аристократии. По этой причине они были популярны среди народа, который доверял им гораздо больше, чем их противникам саддукеям.
Главным делом жизни фарисеев было изучение и толкование священных книг, не только Торы, но и книг других пророков, Екклесиаста, Исаии, Иеремии, Иезекииля, Псалтири Царя Давида и других. Также они замечательно знали устную Тору (толкования на Тору), именно фарисеи являются создателями Талмудов, которые есть не что иное, как записанный Устный Закон и толкования на него. Фарисеи были самыми образованными людьми своего времени, большое количество часов в день они посвящали изучению письменного закона и знали его досконально. В народе их считали мудрецами, способными разъяснить любой эпизод Священного Писания.
Создание и развитие синагогальной литургии принадлежит именно фарисеям, которые из-за неимения возможности проводить службу в Храме, власть над которым была сконцентрирована в руках саддукеев, стали собираться общиной для проведения молитвенного служения, литургии, вне Храма. Позже эти места собрания стали называться Синагогами.
После разрушения Второго Храма в Иерусалиме именно фарисейские раввины стали лидерами и вождями своего народа, а современный иудаизм является их приемником. Учения и труды фарисеев определили дальнейшее развитие иудаизма.
Алексей Д