Евагрий тоже был вхож в церковь, его приняли в клир и назначили чтецом. В этом была поддержка Василия Великого. В молодости Евагрий занимался философией. Когда Василий Великий умер, Евгарий ушел из Каппадокии в Константинополь к Григорию Богослову, который был там епископом. После возведения его в сан архиепископа он приблизил к себе Евагрия и назначил его архидиаконом. После смерти Григория он покинул церковь, несмотря на дальнейшие перспективы в росте должностей, и пошёл в монахи. Он вел аскетский образ жизни, придерживался всех постов, читал все полагающиеся молитвы, были моменты самоистезания. Он 2 года прожил на Нитрийской горе перед уходом в пустыни. Вначале он был в Нитрийской а потом в Келлийской пустынях.
Евагрий Понтийский автор ряда книг, в которых он описывает не большие, но важные учения жизни аскета. Его труды часто были подписаны Нилом Синайским. Главной целью Евагрий было показать в книгах некоторые писания из Библии, которые содержат в себе нравственные устои для жизни аскотов. Написание книг по стилю напоминает притчи Соломона. В его писаниях разработана его личная система христианского союза. Сначала были умы, затем души, потом уже тело с душой. Учение Евгария церковью осуждалось как ересь.
В пустыне он стал автором более ста молитв, трех книг в которых было описанные моменты и методы борьбы с дяьволом. Сам он очень жестоко относился к себе, подавляя желание тела.
Вся сознательная жизнь Евагрия прошла в чтении молитв, труде и духовном учении, как себя, так и его паствы. В Египте в Келлии он умер в 399 году.
Алексей Д