Появление джнана-йоги и взгляды на ее философию
Как и многие другие течения йоги, путь джнана-йоги был описан в древних текстах упанишад, а позднее нашел отражение и в Йога-сутрах.
Позднее подробное описание данной практики было описано в тексте Бхагавад-Гиты, однако там она рассматривалась как один из вариантов развития бхакти. Аналогичные идеи высказывал в Средние века индийский философ Рамануджа (видение безличного Брахмана во всем сущем ассоциируется с низшей ступенью осознания в бхакти).
Очень много для популяризации и развития джнана-йоги сделал Шанкарачарья в VIII веке н.э. Он указывал, что джанана-йога – одна из основ его философии адвайта-веданты, направленной на достижение освобождения через осознание Брахмана как единого начала всего.
Некоторые историки считают, что буддизм своим появлением обязан именно джнана-йоге, которую Будда практиковал для достижения просветления.
Путь джнана-йоги
Обретение истины через практику джнана-йоги считается самым сложным путем среди всех направлений йоги. Человек осознает свое положение в мире интеллектуальным путем – с помощью абстрактно-философских размышлений он изменяет знания о самом себе и о мире вокруг. Благодаря джнана-йоге ум человека становится способным увидеть истинную природу вещей, свободную от материальной иллюзии. Это путь от инстинкта к разуму, а от разума – к сверхсознательности, высшему состоянию сознания.
Основываясь на утверждениях упанишад, сторонники джнана-йоги говорят о том, что все существующее происходит от Брахмана. Постулируется единство всего сущего, человека и вселенной. Так как различий нет, человек сам по себе является малой вселенной. Из таких утверждений делается заключение о том, что для познания вселенной достаточно познать самого себя. Подобным образом говорил о философских основах джнана-йоги мыслитель Вивекананда.
Многие учения, произошедшие из джнана-йоги, основывались на таких же принципах. Утверждалось, что невозможно получить знание извне, так как оно изначально уже находится внутри, в человеческой душе. Нужно лишь обнаружить и осознать это знание. В то же время сторонники джнана-йоги говорят о том, что предметы и явления внешнего мира нужны для раскрытия знания в себе. Воздействие внешних факторов способствует тому, что завеса материальной иллюзии постепенно приподнимается над истинным знанием, содержащимся в душе.
АРНО