Слово «духоборцы» впервые употребил в 1785 году архиепископ Амвросий в обращении к вероотступникам. Этим словом он пытался донести, что те, кто противится церкви, борется с Духом Святым. Обращение духоборцы не приняли за оскорбление, а наоборот сделали названием своего учения, утверждая, что они сражаются не с духом, а за него.
У истоков учения
Первым руководителем духоборов был Силуян Колесников, хотя он отрицал себя как основателя учения, говоря, что основные заповеди духоборства были переняты им у других. Колесников жил и проповедовал в селе Никольском Екатерининской губернии. Своим аскетическим образом жизни, благотворительностью, красноречием он завоевал неоспоримый авторитет у последователей учения. Основная проповедническая деятельность Силуяна Колесникова проходила в период с 1750 по 1770 года.
Примерно одновременно с ним идеи духоборцев в Тамбовской губернии активно распространял Илларион Побирихин из села Горелое. Свои проповеди он читал простому люду на понятном для них языке. За антиправительственную агитацию Побирихин вместе с семьей был приговорен к ссылке в Сибирь.
Идеи духоборства
В основе учения – отказ от внешних проявлений церкви. Они заявляли, что Бог живет не в храме, а в душе каждого, верили в реинкарнацию. Исповедовались только Всевышнему. Брак не считали таинством, а пост представляли как воздержание от дурных помыслов. Отрицали первородный грех, не давали клятв, в том числе и государству, отказывались от воинской службы, не признавали икон. Духоборы считали церковь пустотой, а власть – формой насилия.
За свои идеи духоборство было одним из самых гонимых духовенством и государством протестантских учений. Духоборы страшили своей фанатичностью, бесстрашием перед пытками и терпимостью к гонителям. Исчерпав все карательные меры, в 1801 году Александр I позволил духоборам поселиться в Таврической губернии и наделил землей. Но уже в период правления Николая I поселенцы были высланы на Кавказ с расчетом, что они подвергнуться истреблению местным населением. На долгие годы второй родиной для духоборов стала грузинская Джавахетия, климат которой напоминал сибирский. В суровых условиях Джавахетии устои духоборства претерпели изменения, в результате которых течение распалось на две ветви: «малую» «большую».
В 1898 — 1899 годах произошло массовое переселение духоборов на неосвоенные земли Канады, на которых эмигранты смогли основать свои коммуны. Причиной эмиграции был отказ от воинской службы.
Наши дни
Духоборство как протестантское учение продолжает свое существование. Большинство общин духоборов зафиксировано на территории Канады. Сохранились они в Грузии, Азербайджане, России.
Алексей Д