Догэн говорил, что боязнь конца света должна стимулировать к практике. «Если человек слышит похвалу или лесть, то пускай это привидится теплым ветром. Если человек ощутит маски Мао-цзянь или Си-ши, то пускай это окажется росой. Необходимо освободиться от мелодий и форм, чтобы быть в соответствии сущности ума, ищущего Путь».
Догэн не поддерживал направление школы дзедо, в основе которой лежит спасение за счет внешних сил. Также не принимал учение о периодах жизни Законов Буддизма – Периоде подлинной Дхармы, Периоде увиденной Дхармы и Периоде заката Дхармы. Они отделены друг от друга с помощью времени. Мыслитель считает, что эта идея заключается в отказе от ответственности, в перекладывании ее на внешние обстоятельства. Настоящий Закон должен заключаться в том, что обстоятельства не играют роли в постижении себя.
В Период подлинной Дхармы могут существовать люди, у которых ум закрыт от просветления, так же как и в Период заката есть те, кто способен просвещаться. Если говорить, что на данный момент царствует упадок и страшить преисподней, то единственное, что заработает школа, так это новоиспеченных учеников. Никакое постижение разума не происходит. Пока человек физически здоров и психически уравновешен, то он способен постичь себя. Ведь главный принцип буддизма: просветление – это не результат, который достигает в конце процесса обучения. Просветление – это и есть часть просвещения.
Догэн искал в Законе высшее понимание жизненного пути. Ему так и не удалось осознать, что есть две противоположные стороны обучения людей. Человек обязан тратить силы для достижения более высокого уровня и совершенства. Он также должен жить ради того, чтобы любить все, что его окружает. Но следует помнить, что любовь – это основа учений в школах нэмбуцу. На данный момент, Догэн находится в средней сфере Царств Бодхисатв, где укрепляется любовь. Тот, кто проявляет любовь, пребывает в высшей сфере.
Алексей Д