Выраженные поэтическими метафорами изречения Будды несут в себе и практическую сторону. Они содержат советы, как поступать и каким быть по жизни человеку. В основном это изречения, касающиеся внутренней природы индивидуума, способного и готового для самопознания и обучения высшим истинам. Описанные характерные черты человека, стремящегося к мудрости и правильности жизни, разносторонни и приближены к повседневности. Высказывания в аллегорической манере, постоянные сравнения с тем или иным объектом, животным или насекомым, отличают этот памятник буддизма.
В Дхаммападе описано мировоззрение Будды и отношение его к различным ипостасям человека, таким, как разум, мудрость, серьезность, способность контролировать свою речь, чтобы не навредить себе и окружающим, в награду которым уготовано просветление и нирвана. Также там описано и отношение к негативным сторонам человеческого бытия – легкомыслию, вожделению, дурным мыслям, глупости. Здесь указана сансара, как последствие такого образа жизни.
Повествование ведется в манере противопоставления добра и зла, вечной борьбы и самосовершенствования, стремления к совершенству через огромную череду жизненных преград. В этом и есть смысл учения Будды, поскольку люди не рождаются совершенными и просветленными, но у них есть выбор – быть разумным и следовать высшему учению, либо же не принимать его и жить соответственно греховной природе человека.
Выбор здесь представлен как две чаши весов.
На одной – учение Будды, указание, каким необходимо быть, к чему стремится, чтобы уготовить себе лучшее существование еще при жизни. Собственно, принимая во внимание все эти качества можно стать вполне успешным и мудрым по жизни человеком даже сегодня, в современном мире.
На другой – темная сторона человеческой натуры, присущая ему от природы, как сорняк на поле, берущаяся из ниоткуда, но искореняемая рачительным хозяином. Итог этих качеств – жалкое существование на земле и в последствие, сансара, как результат невежества по отношению к собственному «Я».
Дхаммапада учит нас лучшему, как поступать, чтобы уже сегодня быть правильным и соответствовать представлениям Будды о совершенном человеке и обществе в целом.
Алексей Данческу