Четвертый собор 1-го века до н.э. был Тхеравадским, и не признается махаянами. А в 1 веке н.э. был проведен Махаянский собор, который уже тхеравады считают еретическим.
Тхеравадский четвертый собор.
В 90-м году до н. э. впервые встал вопрос о возможной утрате буддийского канона, который все предыдущие века передавался исключительно устно.
В это время на Шри-Ланке наступили неурожаи, и начался голод. Монахи стали массово умирать. Те из них, кто выжил, испугались, что мир может навсегда потерять что-либо из учения Будды. Было решено впервые записать его. Для этой цели созвали собор.
Местом собора стала пещера Алокалена в Тамбапанни. Проведению собрания помогал ланкийский царь Ваттагамани. Всего собралось пятьсот монахов, и, в течении трех лет, они устно цитировали и записывали канон. Для письма использовали пальмовые листья. Наконец, к 87-му году до н.э. была готова первая в мире книга Типитаки.
Махаянский четвертый собор.
В 78 году правитель Кушанской империи Канишка Первый созывает собор в Джаландхаре. На этих территориях влиянием пользовались те буддийские школы, которые предыдущими соборами были признаны еретическими. Особенно школа Сарвастивада.
Под главенством Васумитры, собралось 500 монахов. Их задачей было редактирование и систематизация Типитаки, а также ее толкование. Традиционно считается, что эта работа длилась 12 лет, и всего было собрано триста тысяч стихов и девять миллионов высказываний. В итоге, появился второй письменный вариант буддийского канона, принадлежащий махаянам.
Он сильно отличался от Типитаки тхеравадов. Махаяне значительно его дополнили новыми писаниями и доктринами. Тут было и обожествление Будды, и учение о его присутствии во всем живом в природе, и идеи о возможности достичь состояния Будды.
Полагают, что тексты этого собора были впервые переведены на санскрит. Использование этого языка для записи священных текстов, впоследствии, вошло в традицию.
Это были последние соборы в эпоху раннего буддизма, Пятый Буддийский Собор произошел уже в 19 веке.
Алексей Д