Культ Вайрочаны известен с середины I тысячелетия нашей эры и встречается в практически по всему Востоку, в Индии, Японии, Китае, Монголии. Его изображали не только на фресках, но и делали маленькие статуэтки и большие каменные статуи, например, как в городе Бамиан, ныне Афганистан.
В Махаяне и Ваджраяне (ответвлениях буддизма) Вайрочана представляется одним из главных будд, а в мифологии асур – сыном царя асуров Прахлады.
Вайрочана имеет разные образы Будды; в основном, его символом является дхармачакра – «колесо учения» с восемью спицами, означающее знание Будды, которое может освободить человека от страстей. Также Вайрочану изображали с четырьмя лицами и двумя или восьмью руками (Сарвавид-Вайрочана), в которых находятся дхармачакра, ваджра, чётки, стрела и лук; этим образом он объединяет в себе все аспекты реальности. Иногда он делает руками ритуальный жест Дхармачакра-Мудры или Колеса Дхармы, который означает достижение просветления и поворот колеса Закона.
Вайрочана, как и многие индо-буддийские божества, имеет свою женскую ипостась — Ваджра-Дхатвишвару, или Белая Тара, символизирующая чистоту и вселенскую мудрость. В «Тибетской книге мертвых» или «Бардо Тхедол» есть описание встречи умершего в бардо (промежуточном состоянии перехода) вместе с Вайрочаной или Дхьяни-Буддой. Он изображен в белом цвете, восседающим на троне и держащим колесо Учения. Рядом с ним находится его супруга, Царица Небес – Белая Тара.
Другая ипостась Вайрочаны — это божество гнева Будда-Херука, которое появляется вместе с противоположной ипостасью своей супруги Буддой-Кродхишвари («Просветлённой Владычицей гнева»), чтобы защитить живых существ.
Алексей Д