Некоторые из них ушли в прошлое совсем недавно. Наиболее ярким из них является сати.
Что такое сати
Обряд сати в Индии нельзя назвать традицией в полном смысле этого слова. Данное понятие предполагает добровольный уход из жизни женщины после смерти мужа. По сути, обряд сати — это ритуальное самоубийство. Оно поддерживалось религиозными традициями и возникло в глубокой древности.
По мнению исследователей, история сати насчитывает не менее 4 тысячелетий. Такие самоубийства были принесены на территорию Индии арийскими племенами. Смешение их образов и верований с культурой автохтонных (местных дравидических) племен и создало нынешнее разнообразие страны.
Необходимо отметить, что традиции, подобные сати, существовали и у других групп индоевропейских племен. Они нашли свое отражение в древних германских и славянских традициях ритуального убийства и сожжения на погребальном костре жены и прислуги умершего мужа.
Как происходил обряд сати
Индийский обряд сати происходил на следующий день после смерти мужа.
Традиционно смерть женщины была связана с ее сожжением на погребальном костре. Среди зафиксированных за исторический период свидетельств есть сведения о том, что женщины сами бросались в уже разведенный костер.
Есть случаи, когда женщина сама зажигала огонь, находясь внутри конструкции из веток и поленьев. Это опровергает мнение о принудительном характере обряда или о том, что женщины находились в измененном состоянии, вызванном употреблением психотропных растений.
Насколько добровольным был обряд сати
Данный обряд воспринимался всегда как продолжение супружеской жизни. Он был как бы переходом от одного этапа жизни к другому. Поэтому женщины и другие члены общины не воспринимали его как нечто ужасное или трагическое.
Поэтому перед обрядом женщина надевала свадебную одежду и лучшие украшения. Таким образом, сати можно назвать апофеозом супружеской жизни с точки зрения индийцев. При этом нельзя отрицать и силы общественного мнения. Есть мнение, что оставшаяся без мужа женщина считалась никому не нужной. Поэтому ей оставалось ничего другого, кроме как умереть на костре.
Кажется, что глубинные причины обряда заключается в религиозном восприятии мира и супружеских отношений древними индийцами. Это уже потом, со временем, существование традиции поддерживалось общественным мнением и авторитетом жрецов-брахманов.
Но свидетельств того, что женщину прямо заставляли сделать сати, нет. Наверное, она сама понимала, что станет отверженной среди своей общины, если не сделает сати. К тому же влияние религии нельзя преуменьшать.
Итак, в целом, совершение сати было добровольным и было продиктовано готовностью соблюдать общественные и религиозные нормы. Ведь отказ от сати, с точки зрения индуизма, это большой грех перед богами. Итак, в следующей жизни такая женщина будет наказана плохой реинкарнацией.
Сати в современной Индии
Случаи совершения сати фиксировались до середины 20-го века. Тогда они были достаточно распространены и осуществлялись исключительно добровольно. Женщину, которая отказалась от него, уже не осуждали так сильно ни жрецы, ни члены общины.
Но в 60-е годы прошлого века государство, в рамках борьбы с кастовой системой, установило запрет на сати. На общины оказывалось мощное давление вплоть до уголовной ответственности за попустительство совершению обряда.
Постепенно обряды сати прекратились. То есть перестали появляться свидетельства о них. Но это не значит, что сати исчезло и в труднодоступных местах, которых так много в Индии.
Алексей Д