Стоит посмотреть, на какой почве видится это объединение. Дело в том, что мировые религии отличаются слишком разительно. Говоря просто, если, например, христианство утверждает, что Христос — Истинный Бог, а ислам говорит, что он таковым не является, простое механическое «объединение» уже не представляется возможным.
Аналогично невозможность слияния можно увидеть, рассмотрев любую «пару» мировых религий. Те, кто рисуют гору, на вершине которой находится Бог, и к которой ведут различные тропинки — христианство, буддизм, ислам, иудаизм и т. д. и утверждают, что любая из этих тропинок одинаково хороша и все равно приведет к той же самой цели, выглядят смешно и нелепо в своем невежестве.
Опять же, если христианство говорит, что спасение только во Христе, что Он есть единственный путь, то с его точки зрения этот рисунок — полный абсурд. Аналогично это выглядит и при взгляде с точки зрения других религий. Может быть, возможны компромиссы, взаимные уступки между религиями?
Зачастую, как учит история подобное приводит к целям, обратным тем, что ставит данное движение — вспомним «компромисс» с исламом византийского императора Льва Исавра.
Второй путь, предлагаемый для объединения мировых религий — объединение на почве некоей религии, поклоняющейся непознаваемому, неведомому богу, для которой боги мировых религий — различные проявления этого бога.
Есть даже кандидатуры, например, Вера Бахаи. Что представляет подобный путь из себя практически? По сути — обращение всех в эту самую религию Бахаи, отказ от большей или меньшей части догматов собственной веры, опять же, некий «компромисс». О последнем писалось в предыдущем абзаце.
Наконец, предлагают просто признать, что мы молимся одному богу, о различиях же религий просто молчать. Это — путь к полному обезличиванию веры, опять же, по сути обращение в некую новую веру, отказ от своей. Да и замалчивание разногласий тоже не приводит к миру и согласию — вспомним опять же другого византийского императора, Зенона, и его «Генотикон».
Где же выход? Как достигнуть межрелигиозного мира? Ответ содержится в каждой из религий — христианстве, исламе, буддизме. По сути, ни одна из них не учит ненависти к людям другой веры, призывая лишь ненавидеть сами «заблуждения» и исправлять их словом, а не оружием. С одной стороны, религиозный экстремизм — явление не сугубо религиозное, используемое другими людьми, преследующими совсем иные, нежели духовные, цели.
С другой, следует признать, что существуют религии, в основе которых — по сути фашистская доктрина, провозглашающая всех, кто не принадлежит к этой вере — скотами. Здесь решение проблемы лежит уже совсем в другой плоскости. В любом случае «объединение», как видим — не выход и не решение.
Арно Сакосян