До прихода к власти царя Ирода (37 г. до н.э.) первосвященник из партии саддукеев являлся не только главой Иерусалимского Храма, но и светским правителем. Все первосвященники были выходцами из аристократических семей, в чьих руках сосредотачивались, не только власть, но и главные богатства Иудеи, а также ее земли. После вступления на престол Ирода I саддукеи были оттеснены от власти, но влияние их на царя, а также на политическую жизнь города и страны сохранялось. Не распространялось оно лишь на Рим и римлян, под чьей властью оказалась Иудея в I в. до н.э.
Название этого религиозно-политического течения произошло от древней династии, взявшей свое начало от первосвященника Цадока (по русской традиции Садок), стоявшего во главе Иерусалимского Храма при царе Соломоне. Вплоть до II века до н.э. сохранялась традиция избрания первосвященников среди потомков основателя религиозного течения, Садока, что превратило первосвященство в наследуемую должность. Этот обычай был прерван еврейским восстанием в 140-х годах до н.э.
Из всех книг священного писания саддукеями была принята только Тора или Великое Пятикнижие, куда входят пять первых книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Устный Закон, который записывали и сохраняли фарисеи, саддукеи отвергали. Из пророков они почитали лишь Моисея, не признавая книги других пророков, следующих после Второзакония.
Саддукеи придерживались теории, что человек страдает по той причине, что не исполняет закон Божий. Целью его соблюдения они считали благополучие и процветание израильского народа и государства.
Саддукеи отрицали загробную жизнь и индивидуальное спасение после смерти. Они не верили в загробный суд и в то, что человеку придется понести ответ перед Всевышним за прожитую жизнь. Они были убеждены, что если еврейский народ исполнит обетование Божие, то есть соблюдет закон, тогда государство будет процветать, а Израиль станет учителем для всех народов земли. Если же произойдет иначе, Израиль не выполнит своего предназначения.
Особенность учения саддукеев заключалась в соблюдении закона ради славы страны и народа, а храмовое богослужение являлось важнейшей частью соблюдения закона и основной деятельностью членов движения. Все священники, совершающие богослужения в Храме принадлежали к партии саддукеев. Тот противоречащий традиционному иудаизму факт, что они стали отвергать бессмертие души, произошел по причине неправильного толкования слов Устного Закона, о служении своему господину бескорыстно, а не за вознаграждение. Именно основатель саддукеев, первосвященник Садок впервые допустил неточное толкование этого момента, в результате чего этим течением было отвергнуто учение о воскресении мертвых. Этот момент стал основным теологическим расхождением саддукеев с враждующей с ними партией фарисеев.
Расходились они с фарисеями и по взгляду на молитву. Фарисеи относили молитву к важнейшей части духовной жизни, тогда как саддукеи на первое место выдвигали жертвоприношение, на котором основывалось храмовое богослужение.
Еще одной отличительной чертой их мировоззрения является исповедование абсолютной свободы человеческой воли. Саддукеи отрицали существование предопределения Божия, они полагали, что жизненный путь человека определяется им самостоятельно, исходя из чего, народ, как сумма волей отдельных людей, сам определяет свой путь, и это происходит без вмешательства Бога.
Значимым событием, участниками и виновниками которого стали саддукеи, было распятие Христа, именно Синедрионом, во главе которого стоял первосвященник из партии саддукеев, Спаситель был приговорен к казни на кресте.
Власть и существование саддукеев как религиозного и политического течения были приостановлены во время I Иудейской войны, окончательно они потеряли свое значение после разрушения Второго Храма в Иерусалиме. Современный иудаизм, говоря о саддукеях, указывает на то, что это течение было в большей степени политическим, нежели религиозным, а самой истинной веры приверженцы этого направления иудаизма не имели.
Алексей Д