Жители Восточной Анатолии утверждают, что выдающийся историк и поэт захоронен на их земле, по другой теории он упокоен в Эскишехире. Стоит отметить, что Юнус оставил свой след в истории и литературе своего народа, поэтому его почитают и в современном мире.
Свой путь он начал, обучаясь у Тапдука Эмре. Если верить мифу, то он был его учеником сорок лет. За это время Юнус помогал простым людям лучше понять суть Корана, так как знал его наизусть. Поэт рассказывал людям священное писание на понятном им простом языке, чем заслужил уважение всего народа. Юнус писал свои произведения исключительно на турецком языке, и эти стихи передавались из поколения в поколение устно. Он стал духовным наставником для всего турецкого народа, обучая простых людей турецкому языку и приобщая их к культуре и религии. Так, Юнуса при жизни считали святым, которого особенно чтили там, где он проживал — около современной Сакарьи. Кроме литературной деятельности он был странствующим дервишем. Во время своих путешествий Юнус творил свои произведения, вкладывая в них философский смысл, рассуждая на тему Бога, добра, любви, смерти и вечности.
Он стал первым, кто создавал подобные творения на наречии простолюдинов тюрков. Позже философию его строк признают неоплатонической, а основное направление его поэзии обозначат как исламский мистицизм. Юнус никогда не издавал сборники стихов и не публиковал их — его слова передавались из уст в уста, так как легко запоминались и несли в себе мудрость. Наиболее известный сборник поэзии вышел после его смерти и назывался «Диван».
Кроме того, Юнус Эмре был исламскими теологом, то есть представителем суфизма. Религия присутствовала в его произведениях, так как все творения базировались на трёх основополагающих китах — человек-любовь-Бог. Они были неразрывно связаными и взаимодополняющими. Стоит отметить, что и после смерти Юнуса известны более трехсот случаев, когда поэты старались скопировать его стиль, выдавая свою поэзию за творения руки талантливого и одаренного Юнуса Эмре.
Алексей Д