Подлинное имя Вивекананды — Нарендранатх Датта. Он родился в состоятельной семье калькуттского преуспевающего юриста, получил хорошее и разностороннее образование. С детства проявлял способности к различным наукам и видам искусств, отличался лидерскими качествами.
С подросткового возраста Вивеканда заинтересовался вопросами существования Бога, истинности царивших в жизни большинства индийцев суеверий и обычаев. В 16 лет он поступает в колледж и погружается в изучение логики и философских тенденций Запада. В этот же период Свами знакомится с Рамакришной. Эта встреча приобретает большое значение для формирования убеждений Вивекананды. Он не только становится учеником Рамакришны и приобщается к идеям единства Бога для всех народов, наличия Бога в каждом человеке и относительности кастовых различий, но развивает их и дальше.
После смерти Рамакришны Вивекананда переходит в саньянси, отказывается от всего материального, отправляется в двухгодичное странствие по Индии в поисках истины. Он изучает различные социальные прослойки, собирает фольклор, приобретает этнографические знания. В конце пути принимает решение посвятить свою жизнь индийскому народу, улучшению его благосостояния. С этой целью он едет в 1893г. в США на Всемирный конгресс религий, проходивший в Чикаго.
Выступления Вивекананды на конгрессе меняют представление Запада об индийском быте и культуре, религиозных потребностях. Философ остаётся в США, создаёт Фонд помощи бедным слоям населения Индии, преподаёт веданту и йогу – течения ортодоксальной индийской религии, представителем которых являлся. На родину возвращается в 1896г., став национальным героем.
Основав Миссию Рамакришны, Вивекананда способствует открытию учебных заведений, лечебниц в стране, борется с эпидемиями чумы и холеры. Миссия поддерживала искусство, науки, которые служили улучшению материального и духовного положения людей, критиковала кастовые различия, призывала народ к объединению, гражданскому самосознанию.
Философское наследие Вивекананды – его труды о йоге. В них он подробно излагает свои представления о «свободе» и «зависимости», «высшем» и «низшем», рассуждает об основном предназначении человека.
Алексей Д