Історія релігійРелігія

Зейдиты: исторические корни, религиозная доктрина и политическая трансформация

Зейдиты — сторонники движения, возникшего в VIII веке, которое представляет собой уникальную форму шиитского ислама, сочетающую элементы суннитской правовой традиции с концепцией имамата, основанного на знаниях и заслугах, а не на божественном предназначении. На протяжении веков зейдиты играли значительную роль в религиозной и политической жизни исламского мира, особенно в Йемене, где они создали устойчивую традицию теократического правления.

Истоки

Зейдитский мазхаб получил своё название от Зейда ибн Али (695–740), внука аль-Хусейна ибн Али — внука пророка Мухаммеда. В отличие от доминирующих направлений шиизма — двунадесятников и исмаилитов — последователи Зейда подчеркивали интеллектуальное превосходство и религиозное знание как главные критерии для признания имама, а не божественное предназначение или строгое родовое наследование.

Это различие вызвало раскол среди шиитов в VIII веке. В то время как последователи Мухаммада аль-Бакира (младшего брата Зейда) продолжили линию имамата согласно доктрине божественной легитимации, зейдиты поддержали Зейда как пятого имама благодаря его открытому выступлению против Омейядского халифата и активному участию в общественной жизни.

Основы доктрины

Зейдитское богословие отличается рядом доктринальных особенностей, сближающих его с суннитской ортодоксией:

— Иджтихад (личное правовое суждение) и кияс (аналогия) признаются легитимными источниками исламского права, что делает зейдитов более открытыми к правовым интерпретациям, чем другие шииты.

— Они отвергают идею непогрешимого имама.

— Имамат не является автоматически наследуемым; лидером может стать любой саид — потомок пророка, — который докажет свою компетентность и моральное превосходство.

— Особенностью зейдитской традиции является понятие хурудж — право на восстание против несправедливого правителя, что в разные эпохи становилось религиозным оправданием политической активности.

Зейдитский имамат в Йемене

Это движение получило наибольшее политическое воплощение в Йемене. В 897 году н.э. они основали имамат на севере Йемена, который с незначительными перерывами просуществовал более тысячи лет. Имамы были как духовными, так и светскими правителями, чья власть основывалась не только на родословной, но и на авторитете среди единоверцев.

После вывода Османской империи из Йемена в 1918 году зейдитский имамат обрел независимость, сохранив политическую власть до революции 1962 года, которая положила конец монархии и основала Йеменскую Арабскую Республику. Имамат был официально упразднён, а зейдитская элита подверглась маргинализации.

От религиозной маргинализации к восстанию хуситов

В течение XX века зейдиты теряли свои позиции в результате централизации власти, доминирования суннитов и идеологического влияния Саудовской Аравии. В 1980-х годах попытка внедрения ваххабитских институтов в зейдитском регионе вызвала сильное сопротивление. Это стало толчком к зейдитскому религиозному возрождению, которое в 1990-х годах приобрело политическую форму — через создание партии «Аль-Хакк» и движение «Верующая молодежь».

Эти процессы, в сочетании с постоянной маргинализацией зейдитов в политической структуре Йемена, стали непосредственными предпосылками возникновения движения хуситов (Ансар Аллах), которое в XXI веке трансформировалось в главную военно-политическую силу северного Йемена. Таким образом, современная идеология хуситов коренится в зейдитском понимании справедливости, сопротивления несправедливой власти и религиозной автономии.

Алексей Д

Яка твоя реакція?

Радість
0
Щастя
0
Любов
0
Не завдоволений
0
Тупо
0

Интересно почитать:

Также в категории:Історія релігій