Эти небольшие постройки с земляными стенами, неошлифованными деревянными колоннами и крышами из бамбука или соломы обычно располагались отдельно от основного жилища. Такая изоляция делала церемонию доступной преимущественно для аристократии, поскольку позволить себе специальное чайное помещение могли лишь избранные. Отдельная комната помогала участникам обрести покой и отказаться от повседневных забот.
Чайный домик обычно был очень маленьким — порой всего около трёх квадратных метров — и почти полностью пустым. Свет проникал через бумажные ширмы и окна. Пол покрывали татами — традиционными соломенными матами. Вход осуществлялся через низкую дверь высотой около 90 см, что требовало наклониться и символизировало равенство и смирение перед церемонией. Перед входом гости омывали руки в каменной чаше для омовения (тёдзу-бати). Во дворе нередко устанавливался отдельно стоящий каменный фонарь, выполнявший не только функцию освещения, но и служивший эстетической доминантой пространства.
Внутри комнаты располагалась цветочная композиция, оформленная по принципам икебаны — японского искусства аранжировки цветов. Растения подбирались в соответствии с сезоном и ставились в сосуды из бронзы, меди, фарфора или бамбука. Неотъемлемым элементом интерьера являлся также живописный или каллиграфический свиток (дзикку), развешенный на стене; предпочтение отдавалось пейзажам или изящной каллиграфии, передающей философский смысл. Завершающим штрихом могла быть ароматическая шкатулка с благовониями, усиливающая атмосферу сосредоточенности и внутреннего покоя.
Значительную роль в создании атмосферы умиротворения играло и оформление пространства вокруг чайного домика. Идеалом считался японский сад, сделан по традиционным канонам. Один из типов — ухоженный ландшафтный сад с камнями и растительностью. Другой — минималистичный дзэн-сад (карэсансуй), состоящий из тщательно расчесанного гравия или песка и нескольких крупных камней. Третий тип — сад пути — создавался для подготовки гостя к церемонии: узкая каменная дорожка от главного дома к чайной. Здесь доминировали вечнозелёные растения, мох и мягкая трава, чтобы настроить посетителей на умиротворение ещё до начала церемонии.
Японская чайная церемония содержала в себе не только процесс приготовления и чаепития, но и гармоничное сочетание архитектуры, пейзажа, аромата, света и звука. Каждый элемент пространства тщательно продумывался для создания атмосферы спокойствия, созерцательности и эстетического наслаждения.
Алексей Д