По мнению некоторых специалистов, данное произведение может быть сборником легенд древних народов, но авторский слог, чёткая композиция доказывают обратное.
Гесиод в своей поэме описал происхождение и родственные связи 300 богов, но о конечной цели автора были позднее выдвинуты некоторые догадки. Были учёные, считавшие “Теогонию” попыткой разобраться в происхождении мира. Другие же определяли её как славословие Зевсу, гимн величайшему из богов.
Гесиод ведёт повествование, в котором представлено три поколения: Ураниды, Крониды, гиганты и люди. Ураниды – те, кто рождён от Неба и Земли, Крониды – олимпийские боги с Зевсом во главе. Родословная богов кажется здесь не главной, уступая по значимости песнопениям во славу Зевса, ставшего основой мироздания. Древний автор делает попытку проникнуть за внешнюю, видимую, оболочку создания мира. Гесиод подводит к устойчивой модели окружающего, возглавляемого верховным олимпийским божеством.
В поэме рассматривается не только хронология развития божественных существ, но и раздел между ними мирских благ и почестей. Если верить поэту, первым появился в мире Хаос. За ним Эрос, Гея и Тартар. От них и начинает разветвляться многочисленный сонм богов, связанных родственными связями. У истоков огромного потомства стояла и Земля.
Гесиод устройство мировой системы разворачивает на сто восемьдесят градусов. В его изложении существующее настоящее порождает космогонию, адаптированную под него, а не наоборот. Произведённое от Земли и Хаоса, став единым целым, образует имеющийся мир.
“Теогония” представляет мир в двух ипостасях, одна из которых мифологическая, а другая космогоническая. Каждой из них соответствует и свой образ Зевса. А вот образ человека везде только подразумевается.
В общем, Гесиод развивает идею справедливости, мирового порядка и социального права, почитания высших истин. Вот только основывается это не на человеческих качествах, а делается упор на жертвоприношения богам.
“Теогония” Гесиода опирается на мифы, одалживая их у Гомера, но не имеет ничего общего с ней, давая новые направления и выдвигая новые идеи.
Некоторая беспорядочность содержания “Теогонии” не помешала ей занять видное положение в античном мире, являясь авторитетным руководством для последующих исследователей.
Алексей Д