История сикхизма
Сикхизм возник в XV веке в Пенджабе, области, расположенной на северо-западе Индии и современно разделенной между Индией и Пакистаном. Основателем сикхизма был Гуру Нанак Дев Джи, который родился в 1469 году. Он был религиозным просветителем и философом, и его учения стали основой для формирования новой религии. Гуру Нанак и его последователи, называемые сикхами, верили в единого Бога и проповедовали учение о единстве человечества. Среди ключевых принципов сикхизма важное место занимает «Ик Онкар» — это мантра, которая означает «Единство Бога» и символизирует веру в одного всемогущего и бесконечного Бога.
В течение следующих двух столетий, после Гуру Нанака, сикхская религия развивалась под руководством десяти гуру, каждый из которых внес вклад в формирование вероучения и культуры сикхов. Среди этих гуру особенно выделяется Гуру Гобинд Сингх, который учредил ритуал посвящения сикхов в рыцари и ввел практику ношения традиционных сикхских военных уборов, таких как тюрбан и кирпан (короткий меч).
Один из ключевых моментов в истории сикхизма — Благословение Гуру Грант, священной книги сикхов, которая считается последним и окончательным гуру. Это священное писание собирает в себе учения всех десяти гуру и других сикхских святых. Сикхи считают Гуру Грант Сахиба источником духовной и моральной нравственности.
Основные принципы вероучения сикхизма
Единство Бога
Сикхи верят в единого, всемогущего и бесконечного Бога, который является источником всей жизни и существования.
Служение (Сева)
Служение обществу и помощь нуждающимся считаются основными долгами сикхов. Они стремятся жить в соответствии с принципом служения и добродетелью.
Общее человечество
Сикхи проповедуют равенство всех людей независимо от вероисповедания, расы, пола или социального статуса. Этот принцип известен как «Их Онгкар» и олицетворяет идею единства человечества.
Пять Креативных и Пять Уничтожающих Аспектов (Пятеричный cостав)
Сикхи верят в пять креативных аспектов Бога (по названиям — Акаль Пурх, Кал Пурх, Картар Пурх, Али Пурх, Сат Пурх) и пять уничтожающих аспектов (по названиям — Кала, Критак, Аниродха, Прамас, Дев).
Свобода и справедливость
Сикхи признают важность свободы и справедливости. Они часто становились на защиту прав и свобод других и боролись против социальных и религиозных угнетений.
Циклическое перерождение и освобождение
Сикхи верят в циклическое перерождение (сансар) и стремятся к освобождению от этого цикла, достигая объединения с Богом.
Священные обряды и практики:
Сикхи следуют различным религиозным обрядам и практикам, включая:
Сингха (обряд посвящения): Сикхи, достигнувшие сознательного возраста, могут быть посвящены в религиозное сообщество путем приема особого имени и обрядовой церемонии.
Киртан и Катха: Пение и чтение священных текстов и молитв являются важными аспектами духовной практики сикхов.
Лангар: Это бесплатное общественное питание, которое сикхи предлагают в своих местах поклонения всем без исключения, независимо от вероисповедания или социального статуса.
Парджа: Сикхи носят традиционные одежды, включая тюрбаны, чтобы выразить свою преданность своим принципам и вере.
Сикхизм — это религия, вдохновленная идеями братства, социальной справедливости и духовной гармонии.
Алексей Д