По степени институционализации:
Мировые религии: Крупные, хорошо установленные религии с долгой историей и массовым последовательством (христианство, ислам, буддизм и др.).
Новые религиозные движения: группы, возникшие сравнительно недавно, часто с инновационными учениями или практиками (Саентология, Харе Кришна и др.).
По отношению к традиционной религии:
Секты: группы, отделившиеся от основной религиозной традиции и имеющие свои собственные интерпретации учений.
Культы: обычно малочисленные группы с экстремальными верованиями и практиками, часто подверженные манипуляциям лидера.
По характеру отношений с миром:
Аскетические движения: группы, уделяющие особое внимание духовной практике и отрешению от материального мира.
Мессианские движения: сосредотачиваются на пришествии или возвращении божественного посланника.
По характеру организации:
Церковные движения: имеют хорошо организованную иерархическую структуру (как католическая церковь).
Коммунальные движения: участники живут вместе и разделяют имущество и ресурсы (например, некоторые ультраконсервативные амманистические группы).
По географическому распространению:
Локальные движения: ограничены географически и имеют местное влияние.
Транснациональные движения: распространяются за пределы одной страны и имеют международное последовательство.
По основным учениям и практикам:
Эзотерические движения: фокусируются на внутреннем познании, духовном развитии и тайных знаниях.
Экзотические движения: извлекают элементы из разных традиций и культур, создавая новые религиозные смеси.
По социальному составу адептов:
Интеллектуальные движения: привлекают в основном образованных и интеллектуальных людей.
Рабочие и крестьянские движения: ориентированы на более низкие социальные слои.
Это лишь несколько возможных подходов к классификации религиозных движений. В реальности, многие движения могут иметь характеристики, сочетающие несколько из вышеупомянутых классификаций.
Алексей Д