Образование и карьера
Лангер получила своё образование в колледже Рэдклифф, где училась у известного философа Альфреда Норта Уайтхеда. Её философские взгляды во многом сформировались под влиянием его идей о символизме и процессуальной природе реальности.
С 1927 по 1942 год Лангер преподавала философию, сочетая научную деятельность с личной жизнью. Её брак с историком Уильямом Л. Лангером продлился до 1942 года. Позже она читала лекции в Колумбийском университете (1945–1950) и работала профессором философии в Коннектикутском колледже (1954–1961), а затем продолжила там свою деятельность как почётный профессор.
Философия символизма и эстетики
Основное внимание в своих исследованиях Лангер уделяла символической природе человеческого разума и искусства. Её идеи были изложены в ряде влиятельных работ.
«Философия в новом ключе» (1942)
Эта книга стала одним из самых значительных философских трудов XX века. Лангер предложила революционную концепцию символизма, анализируя, как символы используются в науке, ритуалах и искусстве. Она утверждала, что искусство обладает такой же интеллектуальной значимостью, как и наука, но выражает себя через недискурсивные символы, которые передают интуитивное понимание жизненных моделей.
Идеи Лангер стали основой для нового подхода к искусству как к уникальной форме познания. Она утверждала, что искусство, особенно музыка, символизирует внутренний мир чувств, движений и эмоций, которые недоступны для выражения через обычный язык.
«Почувствование и форма» (1953)
В этом труде Лангер углубила свои исследования символической природы искусства. Она выдвинула тезис, что искусство, в частности музыка, является не просто средством выражения эмоций, но и способом передачи глубокого интуитивного понимания жизненных процессов.
Музыка, по мнению Лангер, является «чётко сформулированной формой выражения», которая способна символизировать жизненные явления и эмоциональные состояния так, как это не может сделать обычный язык. Её идеи оказали влияние на эстетику и философию искусства, расширив понимание роли искусства в человеческой культуре.
Вклад в философию и педагогику
Сюзанна Лангер оставила глубокий след в философии, особенно в области эстетики, семиотики и психологии искусства. Её идеи о роли символизма в искусстве и языке оказали значительное влияние на последующие поколения учёных и философов.
Кроме того, Лангер была замечательным педагогом, которая вдохновляла своих студентов на глубокое осмысление философских и художественных концепций. Её работы продолжают использоваться в исследованиях, посвящённых символике, искусству и человеческому сознанию.
Алексей Д