Еще не так давно, менее тридцати лет тому назад, полноценно исследовать сакральную географию и паломничество (религиозное путешествие) считалось в СССР идеологически вредным, поэтому подобные исследования не пользовались повышенным спросом в советских научных кругах. Как правило, эти важные составляющие духовной культуры подвергались критике, игнорировались и серьезно не изучались.
Правда, были и исключения, благодаря которым, как это стало понятно в настоящее время, указанная тематика все-таки разрабатывалась, готовя определенную интеллектуальную почву для исследований постсоветских времен (см.: [Аверинцев 1972; Васильков 1979; Горский 1988; Гуревич 1971, 1984; Данилов 1962; Лотман 1965; Топоров 1983]).
Период конца 1990-х гг. — начала ХХІ в. характеризуется значительным подъемом интереса российских ученых к сакральной географии и паломничеству.
Этот интерес фиксируется в Санкт-Петербурге [Щепанская 2003; Феномен паломничества в религиях 2006; Хижняк 2008], Ар-хангельске [Теребихин (а), Теребихин (б)], Москве [Глуш-кова 2000; Дугин 1999, 2000; Империя пространства 2003; Суворова 2003; Шукуров; Сакральная география 2008; Александрова 2008; Лидов 2009], Ижевске [Шутова 2001; Шутова и др. 2009], Новосибирске, Абакане.
Читайте полностью статтю: Сакральная география
Ю. Ю. Завгородний