Идеи Сёрена Обю Кьеркегора.
Сёрен Обю Кьеркегор считал, что экзистенция – это подлинное Я человека, которое можно осознать, находясь в критической, «пограничной» ситуации, например, в случае смертельной опасности. Также, философ придерживался идеи, что личность станет сама собою только при условии полного освобождения от общественного влияния и отношений, связывающих личность с социумом.
Сёрен был убежден, что только таким образом человек несет ответственность за собственные поступки. А если рассматривать индивидуальность субъективно, как субъект процесса истории, то это исключает ее свободу действий и готовность поручиться за собственные поступки.
Синтез души и тела.
Человека воспринимал как синтез души и тела, полагая, что душа – первична, а тело – вторично. Так, было выделены стадии человеческого существования.
Первая стадия – эстетическая. Эстетик сам выбирает себе путь, предпочитая провести жизнь в удовольствии, живя при этом одним днем, наслаждаясь вещами, приносящими ему радость.
Вторая стадия – этическая. На нее человек переходит в том, случае, если, выбирая, как поступить в той или иной ситуации, он, в первую очередь, руководствуется чувством долга. Этики ответственны, обладают устойчивыми духовными принципами и моральными устоями, таким людям хочется совершать правильные поступки и не делать в жизни ничего нехорошего. Возможен синтез эстетической и этической стадий, когда та или иная периодически берет верх.
И третья стадия – это религиозная, которая наступает, когда человек осознает ограниченность двух предыдущих стадий, впадая в отчаяние. Тогда вера, неподвластная ни воле разума, ни эмоциям, переводит человека на новый этап жизни. На этом этапе он понимает, что люди не совершенны, а совершенен только Бог, ощутить которого можно только в ситуации отчаяния.
Синтез временного и вечного.
Сёрен Кьеркегор отрицал существование прошлого, настоящего и будущего, а считал, что существует только бесконечная последовательность. Выделяя в осознании времени конкретный момент, нужно воображение, размещающее момент во времени и наоборот. Настоящее, по мнению философа, времени не подвластно, а бесконечно и лишено содержания. Поистине настоящим будет то, что вечно. Кьеркегор считал, что мгновение — это такое настоящее, которое имея ни прошлого и ни будущего, несовершенно в своем существовании. А вечное же, наоборот, абсолютно безупречно, хотя является таким же настоящим без прошедшего и будущего.
Таким образом, мыслитель придерживался идеи о том, что синтез души и тела, представляет собой синтез вечного и временного, выражающийся в момент отчаяния. Отчаяние, по мнению Кьеркегора, возникает в момент осознания человеком отсутствие собственных возможностей и личной обреченности и является «обмороком свободы». Но как только у человека появится хоть малейшая надежда на то, что еще не все потеряно, отчаяние отступает. Но такой исход событий возможен в том случае, когда индивид вернется к Вере, безверие же, обречет его на погибель.
Так, чтобы оставить отчаяние позади, человек должен сделать выбор не в пользу Разума, а в пользу Веры. И, тогда, наполнившись познанием, он вернется к жизни.
Алексей Д