Другой психоаналитик — Эрих Фромм., считает, что: «Эта теория была радикальной, потому что она атакует последний оплот человеческой веры в собственное всемогущество и всеведение, веру в сознательное мышление как окончательный факт человеческого опыта. Галилей лишает людей иллюзии, что Земля является центром мира, Дарвин лишает его иллюзий, созданных Богом … Фрейд лишает человека его гордости в уме ».
Во введении к своей книге 1977 года «Триумф психоанализа» Пьер Дако говорит:
» … он перерастает человеческое измерение, помогает развить новую мораль, подталкивает людей друг к другу и, в конечном итоге, обеспечивает необходимую «связь» и согласие в столетие, которое претендует на подлинность и в котором сообщество, как говорят, занимает все больше и больше пространства. И если психоанализ все еще пугает некоторых людей, то это потому, что они боятся не того, что грядет, а того, что происходит.
В процессе развития и жизни человек реагирует и приобретает широкий спектр дофаминзависимых реакций, цель которых — уменьшить / избежать боли и увеличить удовольствие. Клинически доказано, что эта система контролирует связи между базальными ганглиями и префронтальной корой головного мозга. Эти области представляют собой важную цепочку вознаграждений. Как только поведение будет изучено и представлено в коре головного мозга, ситуация может высвободить его сознание. Таким образом, поведение становится бессознательным. Повышение уровня дофамина сопровождает положительное вознаграждение и поведение. Снижение дофамина приводит к отрицательному подкреплению, депрессии и поведению избегания.
Эдвин Тори писал в книге «Целители и психиатры» (1986), что психоаналитические теории имеют не более научную основу, чем теории традиционных местных целителей «целителей» или современные «культовые» альтернативы, такие как обучающие семинары Эрхарда.
Некоторые сторонники психоанализа утверждают, что его концепции и теории ближе к человеческим, чем те, которые присущи физическим и биомедицинским наукам, хотя сам Фрейд пытался обосновать свои клинические формулировки гипотетической нейрофизиологией энергетических преобразований. Например, философ Поль Рикер считает, что психоанализ можно рассматривать как своего рода буквальную интерпретацию или герменевтика.
Подобно культурологам и литературоведам, Рикер утверждает, что психоанализ тратит свое время на интерпретацию нюансов языка — языка своих пациентов.
Рикер утверждает, что психоанализ подчеркивает многоязычие или полифонические качества языка, сосредотачиваясь на высказываниях, которые означают более чем одно. Точнее, Рикер классифицирует психоанализ как герменевтику сомнения. Под этим он подразумевает простую опору на чистые, ясные значения. Несмотря на критику в отношении валидности психоаналитической техники, ряд успешных исследований показал, что ее эффективность не уступает другой важной тенденции в психотерапии, такой как когнитивно-поведенческая терапия.
Алексей Д