Есть традиция считать, что царь Аджаташатру построил дворец в Раджгире и зал рядом с пещерой, специально для проведения этого собрания. Подробнее всего, собор описывается в канонических Винах, в разделах Дхандхака.
Поводом к этому событию стало высказывание одного из монахов о том, что правила монашеской жизни, установленные Буддой, слишком суровы и невозможно их полностью соблюдать.
Старшие из учеников сочли этот вопрос очень важным и решили провести собор.
Всего в обсуждении участвовало 500 монахов, поэтому совет получил название «Панчасатика», что означает: «собрание пятиста архатов». Длилось обсуждение около семи месяцев.
Во-первых, решено было, что все установленные Буддой правила, которые составляют Дхамму (дхарму) и Винаю, должны сохраняться без изменений. Поскольку, только соблюдая их полностью, можно повторить путь Будды.
Во-вторых, стало понятно, что для сохранения Дхарма-Винаи необходимо принять меры. Письмо Будда и его ученики не использовали, учение передавалось только устно. Существовала традиция заучивать его полностью наизусть. Были выбраны два человека, которые максимально точно помнили проповеди своего учителя и хорошо понимали их смысл. Одним из них был архат Упали, которому было поручено воспроизвести и разъяснить Винаю. Он с этим вполне справился, и Виная была утверждена официально.
Человеком, который глубже всех знал Дхарму, был монах Анада. Он смог повторить ее, назвав места и время проведения проповедей, в которых Будда произносил это учение, и даже точно перечислил лица, которые при этом присутствовали. Таким образом, была утверждена и Дхарма.
Почти пять веков учение Буды передавалось устно, путем дословного заучивания наизусть. Это был нелегкий труд, ведь запоминать приходилось немало. Только в 1 веке до н.э. был записан первый буддийский священный текст Трипитаки.
Многие религиоведы считают Панчасатику мифом. По их мнению, возможно, небольшая группа самых близких учеников Будды, в самом деле, сходилась и обсуждала вероучительные вопросы, но вряд-ли это был такое огромное и великое собрание, как описано в священных книгах.
Алексей Д