При чтении создается впечатление, что волшебное сообщество постигла стагнация. В мещанском мире магов каждый живет своей маленькой жизнью и не высовывается. Так, в Орден Феникса вступило всего 20 человек известных читателю и около той же цифры неизвестных. В результате Хогвартс в решающей битве защищали в основном школьники.
Колдуны и ведьмы ничего не изобретают, просто пользуются теми заклинаниями, которые созданы много лет назад и не изменяются веками. Есть лишь энтузиасты-одиночки со стремлением творчески подойти к обучению в Хогвартсе. Таким был в школе Снейп, придумавший массу уточнений к учебнику зельеварения (позже книга досталась Гарри), а также изобретший новые, часто опасные заклинания. Можно еще вспомнить Луну Лавгуд с ее нестандартным мышлением.
Дамблдор, как выдающийся волшебник, просто обязан был создать в своей школе научно-исследовательскую отрасль обучения. Но директор даже не передавал свой богатый опыт лучшим ученикам, кроме совсем уж безвыходных ситуаций (как с омутом памяти). В результате Гарри Поттер после смерти наставника обнаружил, что вообще ничего о нем не знает.
Сам способ обучения в Хогвартсе оставлял желать лучшего. По сути, ученики только и делали что зубрили, по нескольку раз переписывая отрывки из учебников и копируя из них же домашние задания. Никаких семинаров или сочинений, где бы у юных магов «работала» голова, предусмотрено не было.
И наконец, большие проблемы в чародейской школе были с безопасностью учащихся. Опасные книги в широком доступе – Гермиона на втором курсе нашла рецепт Оборотного зелья, Джинни чуть не умерла из-за дневника Тома Реддла. Дементоры нападали на волшебников целыми стаями, а у Хагрида всегда имелось в запасе какое-нибудь чудовище, готовое сожрать золотую троицу.
Иларион Святолоский