Поиск высшего смысла жизни увлекал, питал сердца и умы и манил удивительными открытиями. Что стоит вначале всего сущего, и по каким законам развивается всё то, что видит человек? Есть ли бог, боги или существует так называемое субстанциальное безличностное начало, первовещество, из которого всё начинает быть? Греческие философы рассматривали четыре стихии — землю, воду, огонь, воздух – как первооснову бытия и на этом строили теории эволюции всего проявленного и непроявленого мира. Это было начало натурфилософии и естествознания (физики, астрономии и др.).
Основоположником Милетской школы считается один из семи греческих мудрецов — Фалес Милетский (7-6 вв.до н.э.). Он считается основоположником физики и философии, такжеФалес внёс большой вклад в развитие математики и астрономии, естествознания и психологии, развив методы научной доказательности. Это стало поворотным моментом в развитии науки и её перехода от фиксации фактов и предположений до их утверждения с помощью наглядных вычислений.
Анаксимандр (610 – 546 гг. до н. э.) полностью поддерживал Фалеса в его деятельности и развил его учения дальше, став его учеником, а у развития учений Анаксимандра эстафету взял Анаксимен (6 в. до н.э.). Этим трём представителям Милетской школы удалось создать более-менее целостное представление о мире и мироздании, сделать основу эволюционной теории – ранее люди предпочитали отдавать лавры сотворения миру божественному пантеону. Не имея возможности дотронуться в буквальном смысле до многих обозреваемых вещей, таких, например, как небо и звёзды, стихии и явления, создания природы и поведение её, а также человеческий фактор, философы-милетцы делали отчаянные попытки путём умозаключений предоставить человечеству, а заодно и своему мятежному уму, свои предположения относительно всего сущего.
Милетская школа философии была чёткой последовательностью философов, которая характеризуется общностью решаемых проблем, а также использованием единой терминологии и методики работы. Милетцы содействовали становлению рационалистического и научного подхода к изучению мира. Их считают первыми представителями философского материализма. Почему философы стали отвергать привычный уклад общества относительно создания мира богами? Вероятно, причина этому – невозможность найти доказательства, удовлетворяющие пытливый, но достаточно материалистичный разум человека, неспособность видеть в малом большое, желание всё упростить до своего уровня, мол, всё создал человек, да и сам человек создался случайно в процессе эволюции. А коль так, то любые мудрствования человека – это успех, поскольку это «развитие» и «прогресс». «Лишившись» божьей поддержки, человек теперь сам вправе устанавливать правила бытия, и это, естественно, достаточно впечатляло эмоции философов, поскольку они, как мудрецы, ими действительно становились, а власть над людскими умами, как известно, — пленит своими перспективами и вполне удовлетворяет амбиции.
Теологическая теория была отвергнута, но сами философы, очевидно не предполагали, что «естественная» причины создания – природа (вода, воздух, апейрон) – тоже должна была откуда-то взяться. Та же вода, боготворимая милетцами как праматерия и прародительница всего сущего, тоже должна была брать откуда-то своё начало.
Милетцы справлялись с вычислением очевидного — астрономических явлений, таких как, например, затмение солнца, геологических и географических открытий и понятий, математических формул и др., и старались подвести под доказательную базу всё. Как известно, эти попытки безуспешны до сих пор, поскольку доказательность всегда будет демонстрировать только неспособность человеческого разума постичь тайны мироздания, сколько бы философских и технических инструментов познания не было бы у него в руках.
Портал ФИР