Как известно из достоверных источников, Ислам начался в Мекке, продолжил распространение в Медине. Во время Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) Ислам стал появляться за границами Саудовской Аравии. После кончины Пророка сподвижники сделали всё для распространения ислама по всему миру.
Праведный халиф Умар сделал города Куфа и Басра главными центрами мусульманского Халифата. Когда праведный халиф Али был у власти, центр Халифата плавно стал перемещаться в Ирак. Из-за смуты жителей Ирак отделился от Медины. Во времена халифа Муавии центр Халифата был перемещён в Дамаск (нынешняя Сирия). Но в отличие от Ирака, жители которого основали отдельную школу в плане понимания религии, Дамаск был тесно связан с Мединой.
Результатом этого послужило то, что в мире образовались две крупные правовые исламские школы: Куфийская (маликитская) и Мединская (ханафитсткая).
Когда Посланник Аллаха скончался, то «плакало 20 тысяч глаз». Это означает, что там было 10 тысяч сподвижников. Молодые сподвижники унаследовали от старших то, что завещал им Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Некоторые из них переселились в Басру, Куфу, Дамаск, Йемен. Они обучали людей основам религии. В результате этого образовались различные правовые школы. Ранняя Мединская школа стала маликитской школой, в основе которой были деяния жителей Медины, а ранняя Иракская школа, позже ханафитская школа, использовала широкое применение аналогии. После маликитского и ханафитского мазхаба, третьей юридической школой стала школа имама аш-Шафии.
Последним официальным мазхабом стал мазхаб имама Ахмада. Стоит отметить, что имам Ахмад в первую очередь был мухаддисом (человек, знающий наизусть сборники хадисов), а не факихом. Знание имама хадисов и выведение из них постановлений послужило возникновению ханбалитской юридической школы.
Те, кто утверждают, что мазхабы противоречат сахабам и не имеют ничего общего с учениями сподвижников, не знают историю их возникновения. Более того, они совершают преступление в исламе, пороча честь учёных.
Алексей Д