Условия познания Бога.
Человеческий ум и сознание не способны вместить в себя Образ Божий. Поэтому Творец невидим и если и являлся людям, то в вещественном проявлении – объятого пламенем и не сгорающего куста, облака, голубя (при крещении Христа) и др.
Узнать о Боге можно только то, что Он Сам о Себе открывает людям. Без Его Промысла человек не прочел бы Священного Писания, т.к. этих книг просто не было бы.
Триединство Бога.
Господь един в трех Лицах – Отец, Сын и Святой Дух. Человек не может полностью осознать этого, т.к. логика отвергает сей постулат. Однако святые отцы на примерах доказывали нерушимость данного откровения. Так, триединство Бога можно сравнить с солнцем, которое не просто диск в небе, но еще свет и тепло, а еще с водой, способной превращаться в пар и лед.. Также, имеет место параллель с человеком, пребывающим в трех ипостасях одновременно: тело, слово (мысль) и душа (чувства).
Качества, присущие Богу.
Бестелесный, т.к. нематериален.
Самобытный, т.к. ни от кого не зависит. Бог – первопричина всего.
Всемогущий, т.к. обладает беспредельной силой, которую использует мудро и рационально.
Вечный и Бессмертный, т.к. пребывает всегда, не имеет ни начала, ни конца. При этом не статичен, действует во времени, вмешиваясь в дела сотворенного Им мира.
Всеведущий, т.к. знает прошлое, настоящее и будущее, но оставляет человеку свободный выбор добра или зла. По словам Иоанна Дамаскина, «Он все предвидит, но не все предопределяет».
Неизменяемый, т.к. совершенен. Однако Всевышний не застывший Абсолют, а Жизнь во всем ее многообразии.
Вездеприсутствующий, т.к. «пребывает во всем, но ни с чем не смешивается» (Иоанн Дамаскин).
Бог есть Личность, т.к. только Личность способна любить, прощать, миловать, заботиться и т.д.
Естественный путь богопознания.
Этот путь заключается в том, чтобы познавать Бога через созданный им мир: красота природы, смена времен года, многообразие животных и птиц и пр. Сюда же относится и изучение человеческой души, прежде всего самого себя. Каждый чувствует в определенные моменты своей жизни, как Бог направляет его, помогает и защищает. Если человек не получает того, что просил у Творца, значит, это было неполезно для верующего, но Божий Промысл устраивает все к лучшему.
Данный путь несовершенен, т.к. построен на внешнем, а не внутреннем созерцании Божества.
Сверхъестественный путь богопознания.
Этот путь невозможен, если Бог Сам не сделает первый шаг к человеку через воздействие на душу Священного Писания и дара молитвы. Познание в данном случае происходит через благодать, посылаемую Господом тем, кто решительно стал на путь покаяния, следования заповедям, исправления. Создатель открывается только тому, кто всей душой и разумом ищет Его, читает святых отцов, творит добрые дела во имя Божье и деятельно участвует в церковной жизни.
Главный же залог познания Всевышнего – любовь к Нему и к ближнему своему. Блез Паскаль писал: «Земную науку надо познать, чтобы ее полюбить, а Божественную нужно полюбить, чтобы понять ее».
Алексей Д