Ведь слепые барды были, так сказать, неконтролируемыми носителями морального авторитета на селе, их репертуар был откровенно обозначен как религиозной, так и национальной символикой, с чем власть, конечно, не могла мириться. На страницах газет начали появляться «письма от граждан», в которых незрячие кобзари причислялись к «кулацкой агентуры», звучали призывы защитить общественность от «нытиков-скоморохов».
По словам одного из журналов, «новой экономическое и культурное состояние требовало новых песен и новой музыки».
Традиционное кобзарство как «рудимент эпохи» шаг за шагом вытеснялся «ревкобзою». В пыле антирелигиозной пропаганды, во время разрушения церквей, где нередко хранились символы кобзарских братств, уничтожались эти святыни, которые веками вдохновляли певцов верой в свое предназначение. Больше всего свидетельств о массовых репрессиях народных певцов связано с так называемым Кобзарским съездом, который вроде произошел в начале 30-х годов в Харькове.
Сам факт проведения этого съезда документально не доказан, но немало устных преданий упорно воспроизводят невиданные преступления власти — одновременную казнь целой когорты слепых певцов.
Dodik