Между тем, однако, мышление философов, называемых «христианскими», очень разнообразно и трудно найти в ней такие общие элементы. Более глубокое исследование средневековой философии, ранее считавшейся по преимуществу христианской, показали ее сложность и разнообразие.
Кроме того, в этом термине свободно используется слово «философия» , признавая его также теологией или всеми проявлениями более общего размышления о реальности. Между концом античности и повторным открытием сочинений Аристотеля в эпоху Возрождения XII века не существовало систематической философии, только «обрывки греческих доктрин, более или менее искусно привязанных к некоторой теологии» .
Концепция христианской философии защищал двадцатого века нео-схоластов , вкл. Этьен Жильсон . Он отметил, что, несмотря на отсутствие точности, концепцию можно считать полезной. Это указывает на главную особенность средневековой философии как философии, принимающей библейское откровение как истину. Пытаясь дать определение христианской философии, он пишет:
Ибо христианская философия должна рассматриваться как и любая философия, которая, разграничивая два уровня знания (веры и разума), признает христианское откровение, содержащееся в Библии, не только для необходимой помощи уму, но и для необходимого вдохновения, без которого некоторые философские проблемы не были бы решены. вообще.
Алексей Д