Возникновение идей карма-йоги
Само понятие кармы появилось задолго до Бхагавад-Гиты. Законы кармы были сформированы еще в брахманическую эпоху, и были записаны в ранних упанишадах. Позднее идеи кармы нашли отражение во многих религиозных течениях, родившихся в Индии – в том числе в джайнизме и буддизме. Индуистская же система карма-йоги во многом оказалась полемичной по отношению к предшествующим идеям и практикам.Через всю Бхагавад-Гиту проводится идея о том, что для кармических реакций важно даже не материальное действие само по себе, а внутренние намерения того, кто действует. Проповедуется избавление от влияния кармы через полное отречение от результатов деятельности. С другой стороны, философия ведантистов, основанная Шанкарой в 7-8 веках, провозглашает, что прарабдха-карма (кармические реакции, реализующиеся в пределах одной жизни) продолжает оказывать влияние на человека даже в том случае, если он достиг совершенства и чистого знания.
Цели карма-йоги
Действие совершает каждое живое существо, даже если находится в бездействии. Любая деятельность относится к одной из трех гун – тамасу, раджасу или саттве (соответственно невежество, страсть и благость). Какой бы ни была карма, живое существо будет отрабатывать ее как в нынешней жизни, так и в последующих. В связи с этим, можно выделить первый тип карма-йоги – это деятельность, которая направлена на удовлетворение собственных желаний, и предполагает накопление хороших кармических реакций. Так как полностью отработать карму за одну жизнь невозможно, хорошая карма даст человеку более высокое положение в следующей жизни.
Второй тип карма-йоги – это посвящение всей своей деятельности Богу. В этом случае эгоистические мотивы отсутствуют. На основе второго типа построена целая система общественного устройства, получившая название варнашрама-дхарма. Утверждается, что со временем она деградировала, и сейчас представлена как система каст, до сих пор действующая в Индии. Цель же варнашрама-дхармы – развитие изначальной естественной любви к Богу через отказ от результатов своего труда.
Человек, практикующий карма-йогу, не интересуется результатом, ведь результат всецело зависит от Бога. Работа ума и всех чувств направляется на служение Богу, плоды деятельности посвящаются Богу. Материальное вознаграждение за труд используется только для поддержания тела и дальнейшего духовного прогресса.
Алексей Д