Історія релігій

Кабир

КkabirВ XV – XVI веках Индия была страной, частично принявшей ислам. В стране, в которой и так религиозных учений и течений было полным-полно, ислам стал вполне рядовой конфессией, относительно мирно уживавшейся со всеми остальными. Потому и относительно, что стычки и даже войны между приверженцами разных религий в Индии были нередким явлением и имеют место до сих пор.

В свете этого Кабир – фигура для индийского общества уникальная. Он равным образом почитается и индуистами, и буддистами, и мусульманами; в каждой из этих религий Кабир буквально обожествляется – конечно, в той степени, в какой это возможно.Биография поэта имеет выраженный легендарный и нравоучительный характер. Легенда рассказывает, что его настоящая мать, вдова индийского брахмана (жреца), согрешила с одним странствующим монахом, вследствие чего родила сына. В страхе за свою судьбу и посмертное воздаяние она оставила ребёнка на обочине дороги далеко от дома. Там он пролежал некоторое время, пока его не подобрали муж и жена – ткачи, исповедовавшие ислам. По одному из вариантов легенды, они были йогами, позже принявшими мусульманскую религию. Всю жизнь Кабир, как и его приёмные родители, зарабатывал на жизнь ткачеством, как и полагается людям столь низкого происхождения.

В целом его творчество относится к учению «ниргун-бхакти». Это нечто вроде индийского варианта платоновской философии: в основе всего – любовь человека к непроявленному, незримому Абсолюту, духовная свобода и равенство всех перед Всевышним.

При этом Кабир никогда не признавал обрядов ни той, ни другой религии и всегда шёл своим путём; в то же время он давал понять, что в основе любого религиозного учения лежит один и тот же принцип. Именно поэтому он почитается представителями «либеральных» взглядов со стороны всех индийских конфессий.

Провозглашая равенство всех людей перед Всевышним, Кабир отрицал сословный и кастовый строй, институт неприкасаемых и вообще социальное неравенство.

Следуя принципам древнеиндийской и персидской поэзии, Кабир на их основе разработал свой поэтический язык, в котором символами возвышенных идей становились обыденные, хорошо всем знакомые предметы. «Грязная ткань» в этом языке означает невежество, «дорогое полотно» — чистая, искренняя любовь к Всевышнему, «огонь» — божественная сила и энергия, «вода» — мирские страсти и т. д. Пользовался он и традициями суфийской поэзии: например, постоянно упоминал образы цветка и пчелы, из которых первое – это тело, а второе – душа.

Несмотря на то, что учение бхакти – это, по сути, свободомыслие, Кабир указывал, что и этот путь налагает на своих приверженцев определённые обязательства, в частности – отказ от эгоизма и пресыщения страстями.

И всё-таки его идеи были демократичными и свободными, что вызывало гнев консервативных кругов. В конце концов один из султанов приказал бросить мятежного поэта под ноги бешеному слону. Но, согласно легенде, слон, увидев перед собой самого Кабира, в ужасе отпрянул, и тот остался жив.

До самой своей смерти Кабир стремился примирить индуистов и мусульман. Когда он узнал о скорой смерти, он вошёл в хижину и просил своих последователей оставить его в покое. У дверей между ними разгорелся спор, предать ли тело Кабира огню по индуистскому обряду или похоронить по мусульманскому. Кабир вышел, попросил всех успокоиться и не браться за оружие, и ушёл обратно в дом. Когда ученики через некоторое время вошли за ним, то не увидели его тела на постели – вместо него там лежали два покрывала. Одно забрали мусульмане, а второе – индуисты, и каждый «похоронил» своё покрывало по своему обряду.

 АРНО

Яка твоя реакція?

Радість
0
Щастя
0
Любов
0
Не завдоволений
1
Тупо
0

Интересно почитать:

Также в категории:Історія релігій

Історія релігій

Чен Тао

Чень Тао, або «Справжній Шлях», є унікальною новою релігійною течією, заснованою Хон Мін Чен у ...