- Противоестественность гнева по отношению к природе человека.
Все сущее в мире создано нейтральным и несет в себе добро. Человек злоупотребляет положительными свойствами вещей и тем самым впадает в грех. Например, вместо того чтобы довольствоваться необходимым, многие стремятся к роскоши и богатству.
Гнев, как и всякий порок, коренится не в сущности человека (созданного безгрешным), а в его поведении.
Поэтому каждый может измениться, и на основе собственной жизни, поведения, стремлений улучшить или ухудшить свое положение.
- Разрушения, которые гнев наносит душе.
Гнев относится к душевным (а не телесным) страстям, и излечить его трудно. Прежде всего потому, что ярость зависит не только от самого человека, но и от его ближних. Находясь во власти этого порока, многие могут рассориться даже с самыми родными людьми, ведь гнев рождает в ближнем ответную ярость, т.е. гнев воздает злом за зло.
В этой страсти ум человека помрачен и не видит правильной картины мира, именно поэтому существует выражение «слепой гнев». При попустительстве этот порок переходит в злопамятность, злобу, ненависть. Святой Евагрий говорил:
«Никакое другое зло не превращает так человека в беса, как гнев»
- Сущность гнева.
Основное свойство ярости – жажда мести. Святые отцы писали:
«Гневом считается иррациональное стремление самой по себе кроткой души к осуществлению мести во что бы то ни стало».
Гнев существует для борьбы с бесами, а также с неправедными помыслами и страстями. Можно сказать, что ярость, злость играют роль сторожевого пса души, оберегая ее от греховных мыслей и наделяя мужеством борьбы с разного рода нечистотой.
Однако следует разделять грешника и его пороки. Нельзя осуждать ближнего своего, но указывать на его несовершенство полезно, ибо это помогает ему увидеть себя со стороны и раскаяться.
- Причины гнева.
Первая причина состоит в обидчивости и включает в себя следующие раздражители:
— перенесенная несправедливость;
— оскорбление мнимое или действительное;
— незаслуженная клевета;
— безосновательный упрек;
— преследования, побои.
В данном случае человек реагирует на несправедливость, что немного смягчает ярость.
Вторая же причина происходит от гордыни, когда упреки чаще всего обоснованные, но самолюбивый человек не желает о них слышать, т.к. считает себя совершенным. Если что-то происходит не по его желанию, то он мучается от бессилия это изменить и впадает в ярость, доходящую порой до исступления.
- Гнев и молитва.
Памятозлобие мешает грешнику молиться, ибо ум должен быть спокойным и бесстрастным при беседе с Господом. Святые отцы настоятельно советуют примириться с врагами перед молитвой, иначе она не будет действенной.
Поначалу следует учиться краткой, но напряженной молитве, тогда Бог очистит молящегося от возмущения, которое производит в сердце гнев и раздражительность.
- Средства исцеления.
Добродетель, противоположная гневу – кротость, именно ее необходимо взращивать в себе, чтобы избавиться от этого тяжкого порока. Кротость имеет две грани:
— отсутствие гнева, невозмутимость даже при искушениях; ни укор, ни похвала не должны нарушать внутренний покой;
— отказ от преходящих радостей; всю свою жизнь посвятить Богу.
Если отсечь попечения о пище, одежде, имуществе и стремлении к славе, то не будет причины предаваться ярости. Нужно следить за своим сердцем, ибо согласие на помысел гнева зависит только от нас.
Также действенные средства против гневной страсти: псалмопение, долготерпение (перенесение бед с благодарением), милосердие (например, уход за немощными), пост.
Алексей Д