Итак, Хорс — бог ласкового солнечного света, покровитель озимых и лошадей — известен на большей территории Киевской Руси со времен правления великого князя Владимира (до этого он был богом Солнца только у русов, которые переняли культ у персов и иранцев — там почитали Хорсета (переводится как «сияющее величие»). Но с тех пор, как Владимир установил идол Хорса на киевском княжеском капище рядом с идолом Перуна и объяснил народу, кто такой Хорс, этот бог очень быстро пришелся славянам по душе.
Имя бога Хорса навсегда вошел в обиход славянского народа: ХОРошее настроение, поХОРошело, приХОРашиваться, ХОРомы — все это производные от слова Хорс.И это не говоря уже о таких словах, как ХОРовод (массовые танцы, в которых люди, взявшись за руки, или положив руки на плечи впередиидущему, ходят по кругу) и ХОРошуль (ритуальная выпечка круглой формы), которые тесно связаны с ритуалами почитания бога Хорс.
Имя бога также увековечено в названии украинского города Корсунь, который очень долгое время назывался Хорсунь.
Днем Хорса, как и многих других славянских богов, является воскресенье. Особо массово гуляли (водили хороводы) и подносили Хорсу ритуальные произношения (хорошули и курники) на Купало (двадцатые числа июня) и Осенний хорос (двадцатые числа сентября). Символом Хорса на оберегах, амулетах и т.д. является крест в центре круга, его его металлом — золото, причем не просто золото, а червонное.
Хорс — это бог, который несет людям радость, симпатию, любовь. В случае, если случалось какое-то несчастье или неприятность, славяне говорили, что это бог Хорс отвернулся. В тоже время, любые перемены к лучшему всегда оценивались, как знак расположения Хорса. Возможно именно с этим связано то обстоятльство, что с культом Хорса дольше всего пришлось бороться православной церкви — есть документальные подтверждения (в том числе и книгах и письмах священников) того, что, как минимум, до середины XVII века к сохранившимся после разрушения языческих капище каменным идолам Хорса люди несли подношения.
Александр Д