Основой этого мазхаба является мнение группы мусульман.
Ученики Абу Ханифы:
1) Абу Юсуф — первый в истории ислама судья судей. То есть в его задачу входило следить за деятельностью судей, заниматься их назначением. Он стал тем, с помощью кого этот мазхаб получил широкое распространение по всему миру. Интересен тот факт, что Абу Юсуф не мог заниматься платно у уважаемого имама. Но Абу Ханифа, увидя в нём огромный потенциал, сам платил ему за обучение.
2) Мухаммад ибн Хасан аш-Шейбани — тот, кто записал мазхаб Абу Ханифы. В своём юном возрасте он стал автором около 6 книг по фикху. Благодаря этому ученику, мазхаб Абу Ханифы распространился по всему миру и был сохранен в письменном виде.
3) аз-Зуфр — ученик Абу Ханифы. Он получил право после смерти шейха преподавать этот мазхаб.
4) Со смертью Хасана ибн Зияда, который был факихом в Ираке, этап восстановления мазхаба был завершен. Ученые единогласны в том мнении, что это был 204 год.
Отдельное внимание стоит уделить тому, как распространялся ханафитов мазхаб.
Известно, что имам ас-Сархаси написал книгу «аль Мабсут» (шарх на книгу «аль-Кафи» Хакима аш-Шахида), будучи взаперти, в колодце. Несмотря на то, что он был в заточении, к нему приходили его ученики. Из колодца он вёл уроки по этой книге.
Другой интересный момент можно рассказать из жизни аль-Касани. Он является автором «Бадаи ас-Санаи». Шарх(толкование) на книгу «Тухфату аль Фукаха» ас-Самарканди был выучен дочерью последнего. Из-за этого аль-Касани женился на ней.
По единогласному мнению учёных, если ханафит нуждается в книге, в которой он будет работать с доказательствами, то пусть вернется к книгам «аль Хидая» и «Аля ас-Сунан».
В данной статье стоит упомянуть о таком учёном, как имам ат-Тахави, который написал книгу под названием «Мухтасар». В самом начале своего изучения религии ат-Тахави был шафиитом. Он являлся талибун ильм (требующим знания). Он брал ильму у своего дяди аль-Музани. Мударрас (учитель) был очень строгим в плане преподавания религии, и его племянник он не смог полностью взять фикх. Передаётся, что аль-Музани даже сказал ему: «Клянусь Аллахом, из тебя ничего хорошего не выйдет!»
После этого ат-Тахави стал брать фикх у факихов-ханафитов, и во вступлении своего мухтасара написал: «Если бы мой дядя был сейчас жив, то он бы искупил свою клятву!»
Алексей Д