Некоторые источники уточняют формирование основных китайских этических учений, это примерно второе тысячелетие до нашей эры. Первым источником формирования этических взглядов в Китае были статьи, и законы царя Му. Они имели вид законодательного документа. В этих статьях освещались основные моральные нормы того времени. Согласно этим статьям были четыре основные понятия, даже в некотором смысле правила. Первое из них это понятий «сяо».
Конечно, каждый знает, что в отличие от нас, нашего видения мира, китайское общество, как в древности, так и в сегодняшних реалиях, более ориентируется на прошлое. Такой ориентир можно объяснить тем, что понятие «сяо» — закон, или принцип в основе которого лежит почитание прошлых поколений, то есть предков. Именно этим принципом можно объяснить особенности их менталитета и особенностей взглядов на мир.
Известно, что до сих пор в каждом доме есть место почитания умерших родственников. Другим этическим понятием, которое выделяют «Статьи, законы и моральные нормы царя Му» является понятие «ли». В этом понятии обозначаются законы мира, его порядок, а также правила почитания и принесения жертвы прошлым поколением. Третьим этическим понятием является «де».
Оно освещает то, каким нужно быть. Обычно, ученые связывают это понятие с «синь», что в переводе с китайского означает быть послушным, то есть этическое «де» это что-то на подобие правила добродетели. Наряду с учением царя Му существовали другие учения. Тогдашние представления о взаимосвязи природы и человека отразились в определенном нравственном учении, согласно которому существует пять основных стихий, взаимодействующих между собой. Такими стихиями являются земля, вода, дерево, огонь, вода и металл. По этому учению каждая из этих стихий обозначает определенное качество человека: мудрость, мужество, верность, почитание предков, или старших, а также верность.
Наряду с существующими этическими учениями, возникает обострение критической точки учений, то есть возник нравственный кризис. Причинами кризиса являются поиски тогдашних философов таких нравственных норм и принципов, которые бы не только регулировали общественные отношения и добродетели, а и регулировали отношение к государству, и представление о государственном устройстве вообще. Именно с этой целью, по мнению некоторых ученых, и было создано конфуцианство.
Известно, что Конфуций особо не менял этических и нравственных понятий, а лишь вложил в них иной смысл. Например, в учениях конфуцианства присутствует, уже упомянутое ранее, этическое понятие «ли», которое обозначает закон построения мира. По учению Конфуция если высшие по статусу люди будут придерживаться этого учения, то будет постоянство мира и обычные люди будут их слушаться, подчиняться. Высшие по статусу люди должны были придерживаться этого учения «ли», потому что они, по мнению конфуцианства, являются основными носителями моральных законов и норм, мудрости и добродетели.
Основным этическим понятием в конфуцианстве является учение «жень» — это человеколюбие. Понятие «жень» говорит, что человек должен быть в своей нише, то есть каждый должен отвечать своему общественному образу деятельности, и тому как он в соответствии со своей социальной нише должен себя вести. В китайском мироучении, мировоззрение не делится на материальный и духовный мир, основной путь понимания любого явления (общественного, морального) ведется через призму позиции учения о нравственности. Поэтому, по мнению китайских философов, конфуцианство это в некотором смысле духовное учение, целью которого является самосовершенствование.
Известно, что сам древнекитайский философ Конфуций не писал произведений, он доносил свое учение устно, а позже его последователи-ученики записали высказывания своего учителя в книгу «Лунь юй». В этих высказываниях и суждениях он подал представление о том каким должен быть тогдашний китайский знатный человек в этическом контексте.
Этическим примером благородного человека является то, например, что человек должен быть достойным, сдержанным, справедливым, относиться гуманно ко всем людям, то есть с любовью к людям, относиться уважительно к знатным людям и быть благосклонным к обычному народу, и если у него возникает чувство долга то оно должно быть бескорыстным. А также обязанностью каждого считается стремление к знаниям, источникам прошлого, изучение истории.
Конфуций в первую очередь подчеркивал, что эти этические правила и стремления относятся больше к правителю, императору. Конечно, император в первую очередь должен быть образцом для простых людей, поэтому в нем должны концентрироваться все эти качества и добродетели. Наряду с выше указанными этическими учениями Китая существовал ряд учений, так называемых «книг». Древнекитайские философы, продолжали изучение нравственной проблематики тогдашнего общества, выделяли этические проблемы именно в аспекте отношений между различными социальными слоями населения, семейных отношений и говорили о том каким должен быть император, то есть правитель.
Еще одним примером является народное творчество Китая, которое представлено в «Книге песен», эта книга освещает каким не должен быть правитель, она некоторые качества осуждает, а некоторые прославляет, то есть говорит каким сильным, добрым и справедливым должен быть правитель. Также в другой достопримечательности «Книге истории» возвращаются к моральной проблематике и говорят о том, какой личностью, совершенной или нет должен быть правитель Китая. В «Книге перемен» говорится о всем известных, понятиях «инь» и «янь», и китайские философы осмысливали их именно в моральном аспекте, то есть как должны вести себя люди в жизни, чтобы эти два понятия были в гармонии.
Говоря об этических идеях Китая, не нужно забывать об основном китайском учении — даосизме. Основоположником даосизма был Лао-цзы, который определил основное понятие этой философии — «дао». «Дао» — первооснова всего существующего, которая связана и взаимодействует друг с другом. То есть, человек связан с природой, природа «дао» это соблюдение этим человеком, упомянутого выше, понятия «де», то есть жизнь в гармонии с природой. Если же человек противоречит установленным «дао» вещам, он становится злым. Основным нравственным положением даосизма является бездействие. То есть, чем больше человек не будет возражать текучести жизни заданной «дао», тем больше он будет высоконравственной и этической личностью.
Итак, основными моральными принципами Китая является то, что человек должен пользоваться всеми качествами личности, которые были заданы определенными правилами и законами общества того времени. Конечно, эти законы действуют несколько видоизменено. Основные этические понятия существуют и сейчас, что делает этические учения Китая своеобразными и интересными для осмысления.
Алексей Д