Различают две бодхисаттвы: в раннем буддизме и в махаяне.
Первую бодхисаттву прошли две будды: будда прошлого и Будда Шакьямуни, которая относится к современному периоду. Еще почитается Майтрейя – эта та будда, которая может родиться в скором будущем. Появление такой будды будет свидетельствовать о начале золотого века.
Для достижения нирваны бодхисаттвы в раннем буддизме использовалась практика метты, в которой речь шла о развити любви и сострадании ко всем земным существам. К такой нирване предписывался выход из перерождений и абсолютное освобождение от аффектов.
Бодхисаттва в махаяне — это тот человек или то существо, которое, наоборот, отказывается от нирваны, чтобы спасти все существа. Такой бодхисаттва в конце своего пути оказывается в пограничной зоне между реальностью, так как не уходит в нирвану и не перерождается. Обычно путь бодхисаттвы доступен каждому, он начинается с принятия различных обетов.
совершенство даяния — дана-парамита ;
совершенство мудрости — праджня-парамита;
совершенство нравственности — шила-парамита ;
совершенство созерцания — дхьяна-парамита ;
совершенство усердия, мужества — вирья-парамита
совершенство терпения — кшанти-парамита .
Есть еще другие смыслы бодхисаттвы. Например, это тот, кто уже стал архатом, то есть достиг шестой стадии пути, но не стоит на месте, а продолжает совершенствоваться обычно до десятой стадии. В конце своего пути бодхисаттва обладает совершенной мудростью.
Бодхисаттва в более узком смысле – из мифических персонажей пантеона махаяна. Они воспринимаются в народном буддизме подателями мирских благ. Среди них известны: бодхисаттва сострадания – Авалокитешвара, бодхисаттва мудрости – Манджушри и женщина-бодхисаттва – Тара.
Алексей Д