Отказавшись от кубизма, Матисс развил свой уникальный стиль, сосредоточенный на использовании цвета как средства выразительности и создания эмоционально сбалансированных и декоративных полотен. На протяжении всей своей карьеры он продолжал исследовать темы натюрморта, ню и пейзажа, а также получил признание как скульптор и мастер коллажа.
Матисс считается главным художником-основателем фовизма. Подобно многим своим современникам, он находился под сильным влиянием учения Гюстава Моро, который подчёркивал важность личного самовыражения в искусстве. Значительное воздействие на Матисса оказали также приёмы и изобразительный язык пуантилизма, воспринятые через таких художников, как Жорж Сёра, Поль Синьяк и Анри-Эдмон Крос. Хотя Матисс и не применял напрямую технику пуантилизма, его увлекала идея нанесения крошечных точек краски для создания гармоничного визуального тона. Впоследствии он развил так называемую «цветовую структуру» — большие плоские цветовые участки, создающие декоративный эффект и передающие настроение.
Матисс также хорошо знал творчество постимпрессионистов, таких как Поль Гоген, Пьер Боннар и Эдуар Вюйяр, чьи работы объединяли насыщенный цвет и цельный дизайн. Это стало отходом от мерцающих и мимолётных эффектов импрессионизма.
Синтезируя эти идеи, Матисс отказался от тонких переходов смешанных красок и начал использовать яркие цвета прямо из тюбика как способ передачи эмоций. Он часто работал на открытом воздухе, что усиливало его стремление передать эффект сильного естественного освещения. Путешествия на Корсику и на юг Франции обогатили его художественный опыт. В частности, сотрудничество с Синьяком и Кроссом в Сен-Тропе в 1904 году дало ему дополнительную возможность изучить их технику.
Матисс отверг академические нормы и стремился создавать эмоционально уравновешенные картины, способные замедлять и успокаивать восприятие. Несмотря на интерес к кубизму, он успешно развил собственный неповторимый стиль, который по праву считается важнейшим этапом в развитии современного искусства.
Алексей Д