Амидаизму принадлежит интереснейшая теория спасения всех людей, независимо от национальности, образования, социального и имущественного положения. В каждой из стран, где присутствует амидаизм, идея спасения прошла свой путь развития.
Стоит заметить, что идея спасения является универсальной для всех мировых религий, но имеет различные интерпретации. Следует отметить, что в амидаизме эта теория, под влиянием национального характера и особенностей религии, приобрела отличительные черты. Взаимодействие с другими направлениями буддизма способствует некоторой трансформации учения о Чистой Земле. В японском амидаизме ключевая роль отведена школе Цзинту. Китайский амидаизм подогревали своими идеями Хуэй Юань и Шань Дао.
Как известно, вера в бога – это лейтмотив любой религии. В буддийских религиях постепенно развивалась теория о том, что Будда Шакьямуни не единственный. Идея множественности Будд широко отражена в литературе. Наиболее сильное влияние на эту теорию оказал Будда Амитабхи. В последние годы появилось много новых исследований,посвященных Чистой Земле и его владыке Будде Амитабхе. Появившиеся публикации раскрывали учение Будды Амида, а также излагали его историю.
Несомненно, большую роль в изучение амидаизма Китая сыграли работы Е.И. Хантаевой. Эти исследования опираются на буддийские сутры в китайском переводе, что особенно ценно. Автор работ поднимает вопрос о происхождении школы Цзинту, а также углубляет теорию учения, освещая истории отдельных его последователей.
В условиях возросшего влияния амидаизма, изучение данного направления буддизма приобретает иной масштаб, он воспринимается как целостное явление, которое нельзя делить на государства или отдельные регионы. Именно, такой подход к освещению этой теории будет целесообразным и принесет новое понимание буддийского учения о Чистой Земле. Говоря о важности изучения амидаизма на Дальнем Востоке в целом, нельзя умалять значение и особенность его в отдельно взятом государстве, таком, как Китай, Корея или Япония.
Алексей Д