Джайнизм
В джайнизме ахимса занимает центральное место и служит критерием оценки любой деятельности. Для мирян, следующих малым обетам (ану-враты), ахимса требует избегать убийства животных. Для аскетов, соблюдающих великие обеты (маха-враты), принцип приобретает ещё более глубокое значение: он обязывает к предельной осторожности, чтобы не причинить вреда ни одному живому существу (дживе), даже случайно. Эта забота распространяется не только на людей и животных, но и на насекомых, растения и даже микроорганизмы.
В джайнизме считается, что любая форма насилия — физическая или даже мысленная — приводит к накоплению кармы, которая подобна тонкой субстанции, обременяющей душу и удерживающей её в сансаре — цикле перерождений. Чтобы избежать этого, джайны практикуют строгие ограничения, такие как отказ от еды и питья после наступления темноты (чтобы случайно не проглотить мелкие существа) или ношение тканевых повязок для предотвращения вреда микроорганизмам.
Индуизм
В индуизме ахимса является одним из базовых принципов дхармы — моральной обязанности. Она входит в первую ступень йогической дисциплины — яму, которая учит самоконтролю и этическому поведению. Вегетарианство и уважение ко всем формам жизни также широко поддерживаются, хотя строгость соблюдения ахимсы в индуизме не так всеобъемлюща, как в джайнизме.
Ахимса в буддизме
Буддизм также подчёркивает важность ненасилия. Этот принцип является частью учения о правильном поведении и входит в Благородный Восьмеричный Путь. Буддийский император Ашока в III веке до н. э. активно пропагандировал ахимсу, призывая к защите животных и подчёркивая святость жизни в своих известных надписях.
Ахимса в современном мире
В начале XX века Мохандас Карамчанд Ганди адаптировал принцип ахимсы к политической сфере. Он развил концепцию сатьяграхи — ненасильственного сопротивления против социальной или политической несправедливости. Его борьба за независимость Индии с использованием исключительно ненасильственных методов стала ярким примером практического применения ахимсы в масштабах целого общества.
Алексей Д