Родился он в семье кшатриев, то есть «воинов». Это одна из высших каст индийского общества. Его отец был князем. Первое имя – Махавира («великий воин») – он получил в юные годы за то, что, по преданию, укротил ядовитую змею и взбесившегося слона. Имя Джина, то есть «победитель», он получил уже позже, когда стал проповедником своего учения; оно означает, что Махавира «победил» свою карму, вырвался из круга перерождений и стал по-настоящему свободным.
Казалось бы, ничто не говорило о грядущей судьбе юноши. Являясь сыном князя, он жил в богатстве, получил хорошее образование и с детства отличался умом и храбростью. Однако после смерти родителей он выразил желание оставить всё «мирское» и отправиться в странствия, став аскетом. Только таким образом, согласно традиционным индийским представлениям, можно было освободиться от власти сансары и обрести свободу. Дальнейшая каноническая биография Махавиры достаточно шаблонна – он странствовал, постигал известные в то время духовные практики и вдруг чудесным образом обрёл просветление. В результате он и создал то, что принято понимать под современным джайнизмом.
Как видим, жизнеописание Махавиры напоминает биографию Гаутамы, то есть Будды. К слову, Махавира был его современником. Джайнизм по многим положениям напоминает ранний буддизм, однако по сравнению с ним более архаичен (при том, что сам по себе ранний буддизм – очень архаичная религия по сравнению с его современными разновидностями).
Отличительная особенность джайнизма – убеждённость в том, что всякое живое существо обладает душой; поэтому причинять какой-либо вред живому – греховно. В классическом джайнизме для исполнения «ахимсы» (заповеди ненасилия) достаточно употреблять вегетарианскую пищу, не участвовать в войнах, охоте, не совершать преднамеренного убийства вообще. Но в некоторых радикальных сектах последователи идут гораздо дальше: на рот надевают особые повязки, чтобы какое-нибудь насекомое случайно туда не попало, а передвигаются с использованием специальной метёлки, которой метут дорогу перед собой, чтобы случайно не наступить на какую-нибудь мелкую живность.
Последователям учения запрещается выходить из дома ночью – ведь можно случайно наступить на что-то живое, им предписывается процеживать воду перед питьём – и т. д.
Сам Махавира принял монашеский обет и отправился странствовать. Поэтому аскетизм в джайнизме одобряется, но считается весьма трудным путём, который доступен лишь немногим. Джайнский аскетизм самый суровый и принципиальный среди всех религий Индии. Монаху запрещается находиться постоянно на одном месте, носить какую-либо одежду (в других течениях можно иметь лишь самое простое одеяние), иметь волосы (которые нужно не просто состригать, а вырывать с корнем), вступать в сексуальную связь. Подобный уровень самоограничения приводил к тому, что в первые века своего существования джайнизм был слабо популярен, в отличие от более доступного простым людям буддизма.
Сегодня люди в джайнизме резко делятся на монахов и мирян, предписания для которых различны по уровню строгости.
Из соображений «ахимсы» джайны не могут заниматься многими видами деятельности, в том числе земледелием – ведь при вспашке земли можно покалечить или убить какую-нибудь букашку. Поэтому в Индии они занимаются лишь торговлей, ювелирным делом и ростовщичеством, благо последнюю деятельность джайнизм напрямую не осуждает.
Алексей Д