Если сравнивать ессеев с двумя другими религиозными направлениями иудаизма того времени, их теологические воззрения наиболее совпадают с фарисеями, нежели с саддукеями, некоторые исследователи даже считают их ветвью фарисейского учения, к которой примкнули те из фарисеев, которые предпочитал вести отшельнический образ жизни. Ессеи также как фарисеи веровали в воскресение и необходимость индивидуального благочестия для спасения души. Но важным отличием между ними являлась разница учения о воскресении. Фарисеи верили в воскресение души, в ее загробную жизнь после смерти. Ессеи же настаивали на воскресении тела, что значительно больше сближает их с образовавшимся в I веке н.э. христианством.
Ессеи были той религиозной группой, которая не верила в судьбу Израиля как избранного народа. Они глубоко пережили идею остатка и себя считали этим остатком. В их понимании Израиль того времени погибал, а они старались сохранить истинный Израиль, строжайше оберегая благочестие и ритуальную чистоту, стремясь к святости.
Ессеи уходили в пустыню и жили там мужскими общинами, не имея личного имущества, пользуясь только тем, что принадлежит общине. Что удивительно для Израиля той эпохи, который видел смысл жизни в продолжение рода, ессеи не имели жен, а также детей, и отвергали плотскую любовь. Странным для Израиля той эпохи было и отсутствие у них рабов. Для заведывания общинным имуществом, ессеи совместно при помощи голосования выбирали лиц из священнического сословия, которые распоряжались им. Жизнь общины строилась по законам Торы, которые были сформированы в что-то вроде устава, напоминающего уставы современных монастырей. Большое внимание общины уделялось труду, ее члены занимались земледелием и другими видами работы, требующими физической силы. Перед вступлением в общину, желающему вступить в ряды братии требовалось пройти что-то на подобии искуса или испытательного срока, по истечении которого, новоприбывший покидал общину или становился ее новым членом, давая, в нашем понимании, ряд обетов. Исходя из этого, можно сделать вывод, что описание удаленной жизни ессеев подходит под типичный уклад современной монастырской жизни.
В начале XX века в книгохранилище Генизы был найден Дамасский документ, немного позже, в 40-х годах были обнаружены в пещерах рукописи Мертвого моря, в которых раскрыто учение о «Сыне Человеческом». В еврейской поэтике понятие «Сын Человеческий» является синонимом человека. У пророка Иезекииля форма «Сын Человеческий» впервые используется немного в ином контексте, где является обращением Бога к самому пророку. То есть форма «Сын Человеческий» приобретает обозначение того, кто устами человека говорит божественные слова. В книге пророка Даниила форма «Сын Человеческий» уже впервые подразумевает Христа. Даниил пишет о видении, как «Сын Человеческий» будет подведен к Богу, и будет дана ему власть вечная, слава и царство. И владычеству его не будет конца.
Когда Иисус Христос, после заключения под стражу на вопрос: «Ты ли сын Божий?», отвечает пророчеством Даниила, называя себя «Сыном Человеческим», фарисеи и саддукеи принимают его ответ за богохульство, так как в еврейском сознании невероятным было то, что может быть соединена воедино божественная и человеческая природа. Пророчество Даниила говорит об ином статусе человека, который не принимается иудаизмом, в отличие от христианства. Именно христианство обожествляет человека, и верит в то, что Миссия – это Христос, который есть и Бог и человек одновременно.
Но именно у ессеев еще задолго до пришествия Христа и появления христианства, хранилось знание, которое основывалось на учении о «Сыне Человеческом». Найденная рукопись Мертвого моря открыла тот факт, что это учение уже существовало у ессеев, имея название «Новый Завет».
Некоторыми учеными полагается, что именно общины ессеев подготовили почву для формирования христианства в I веке н.э., а монашеский тип уклада их жизни лег в основу создания первых восточных христианских монастырей.
Алексей Д