В новое время четко разделены границы между способами познания бытия. Чувство и рассудок, несмотря на то, что решают одни и те же задачи – помогают человеку осязать, понимать, узнавать мир, противопоставлены друг другу и их различия доведены до абсолюта.
Фундамент рационалистского течения – это этапы освоения бытия, основанные на главенстве разума. Подразделяется на два направления:
- Онтологическое – основная цель, что в любом знании лежит разумное начало (бытие также является разумным).
- Гносеологическое – идея в том, что также за основу познания взят разум. Соответственно опровергнута теологическая теория.
Яркими представителями рационализма являются:
Рене Декарт – был деистом, но не отрицал возможность существования высшего разума – Бога. Бенедикт Спиноза – философ видел в центре всего некую субстанцию – вечную, свободную, бесконечную. Готфрид Вильгельм Лейбниц – мир в его видении – это не материальный объект, а некий феномен сознания человеческого.
Эмпиризм – в центре этого учения стоит человеческий опыт, который зарождается на основе чувств и ощущений, а значимость научно обоснованных теорий, по сравнению с опытом – ничтожна. Истоки данного направления появились в Англии. Среди представителей эмпиризма:
Френсис Бэкон – определено считал науку неотъемлемой и важной частью жизни, способствующей развитию общества.Томас Гоббс – ученик Бэкона, который во многом превзошел учителя и пошел дальше. Его видение мира – материалистическое. Природа – это протяженность и совокупность материальных объектов. Философ утверждал, что материя – это вечная субстанция, тем самым он развивал атомизм. Джон Локк – бытие сотворено Богом, именно такими были взгляды философа на миросоздание. В остальном его убеждения можно признать материалистическими. Дэвид Юм – считал, что лишь на основе собственных ощущений и чувств складывается опыт, который служит элементом познания.
Алексей Д