В «Праведных Джемстоунах» объектом внимания МакБрайда становится семья популярных телевизионщиков, королей христианско-потребительского китча. Во главе империи сияет харизматичный и властный Илай (Джон Гудман), известный агрессивными проповедями и многочисленными телевизионными наградами. Ему наследует первенец Джесси (сам МакБрайд) — своенравный и хамоватый мужчина средних лет.
Неуемные аппетиты Джесси, его неспособность думать о последствиях становятся ключевыми двигателями сюжета: после того, как неизвестный снимает его в компрометирующей ситуации — нюхающего кокаин с проституткой и накуренными приятелями, — репутация семьи Джемстоунов оказывается под угрозой, а Джесси, решив уладить проблему силой, делает только хуже. Чуть ниже в семейной иерархии располагаются младший сын Кельвин (Адам Девайн), отчаянно желающий, чтобы его начали воспринимать всерьез, и Джуди (Эди Паттерсон) — справедливо недовольная дочь, участь которой — быть церковным секретарем или женой пастора, потому что в семье Джемстоунов царит чистейший патриархат.
Неужели «Джемстоуны» — это исключительно религиозная сатира?
На первый взгляд кажется, что да. Самолеты с названиями «Отец», «Сын» и «Святой дух», китчевые неоновые кресты и открытие церкви в торговом центре — так семья Джемстоунов несет в массы вечные идеи христианства. Да, они — махровые коммерсанты, мимикрировавшие под представителей духовенства, почувствовав легкие деньги; телеевангелисты, щедро сорящие деньгами, чьи образы отражают пороки современных церковников.
Да, вопрос о существовании Бога для них не актуален — Джемстоунам некогда размышлять о вечном, они делают огромные деньги, построив мега церковь, в которую заманивают гораздо больше паствы. Да, религиозный бизнес настолько тесно переплелся с семейными делами, что Джемстоуны напоминают скорее итальянское мафиозное семейство, чем потомственных проповедников. Но все-таки сериал не является топорной пропагандой атеистического мировоззрения. МакБрайд поставил перед собой задачу гораздо серьезнее: он показал жестокую правду.
В конце концов, церковь — это на самом деле бизнес; данная тема избита, поэтому воспринимать ее как художественное открытие было бы нечестно по отношению к работе сценаристов. Акцентные пятна, обнажающие подноготную телевангелики, эти гротескные сюжеты, чередуются со сценами по-настоящему интересными, рисующими сложности человеческих, семейных взаимоотношений. На фоне пошлой борьбы сыновей за «ключи от королевства» — наследие огромной отцовской империи, — разворачивается настоящая драма.
Неприятные, жестокие и грубые Джемстоуны постепенно обнажают перед зрителем свои потерянные, одинокие и озлобленные души, ищущие и не находящие помощи в людях вокруг. Шутки персонажей приобретают горький оттенок, а посыл, вложенный режиссерами в их образы, полнее раскрывается с каждым новым переломным моментом, возникающим на их жизненном пути. «Праведные Джемстоуны» сделали большой шаг вперед, подписав приговор ущербному состоянию современных семейных ценностей, когда родственники не могут достучаться друг до друга через толщу лет взаимного игнорирования.
Однако «Праведные Джемстоуны» — это по-прежнему комедия и, надо сказать, довольно смешная, поэтому там, где вдумчивости оказывается недостаточно, пробелы заполняются шутками. Самая эффектная фигура в начале сезона — это Малыш Билли (Уолтон Гоггинс), шурин Илая. Ему дали возможность проповедовать небольшой пастве, и он пользуется им, не имея других вариантов. Малыш Билли задорно отплясывает чечетку, отчаянно молодится и открыто недолюбливает семейство Джемстоунов.
Если вы любите комедии, с каждой новой серией растущие над собой — смело включайте первую серию «Праведных Джемстоунов» и наслаждайтесь просмотром.
Алексей Д