2. Одна из главных заповедей джайнизма – не причинение вреда всему живому. Это один из обетов, которые дают последователи религии. Прочие обеты говорят о благочестии, чистоте на руку, отсутствии прелюбодеяний и стяжательства. Все эти заповеди важны, однако несоблюдение заповеди о «ненасилии» делает бессмысленными и остальные.
3. Последователи джайнизма называются джайнами. Наивысшее знание, которое может получить джайн – джина, что означает «победитель». Этот статус присваивается наиболее просвещенным джайнам.
4. Каждый джайн должен совершенствоваться на своем жизненном пути и может пройти 14 ступеней к просветлению. Достигнув 11-й ступени, человек обязан стать монахом, так как дальнейшее просветление недоступно мирянам. Однако последние ступени настолько сложны в достижении, что на сегодняшний момент практически неподвластны даже самым ортодоксальным джайнам.
5. Самый большой грех для джайна – убить живое существо. Наиболее ортодоксальный джайн будет процеживать воду, прежде чем выпить ее, чтобы не убить живые организмы, он будет подметать перед собой дорожку, чтобы не наступить на животное или насекомое. Ему запрещается делать хоть что-то ночью, так как в темноте можно нанести вред живому. Именно поэтому джайны не могут разводить скот, ловить рыбу или заниматься земледелием, в ходе которого могут пострадать живые существа.
6. Аскетизм – основной путь к просветлению. Основной посыл аскетизма – отречение от всего телесного, то есть отказ от одежды, еды, истязания и унижения потребностей тела. Именно жесткая регламентация аскетизма, не принимающего никаких уступок, отличает джайнизм от других религий, в том числе от буддизма, где аскетизм не настолько суров. В джайнизме удивительным образом сочетается милосердие ко всему живому и истязание собственного тела.
7. Религия делится на две основные школы, которые носят названия «одетых в белое» и «неодетых» и различаются своими взглядами на историю религии, толкование канонических текстов, наличии ритуалов. Внутри каждой школы существует еще множество подшкол.
8. Став монахом, джайн не мог носить одежд (по одной из школ, по другой же мог, но это были самые скромные одежды), а также не носил волос. Но волосы монах должен не просто выбривать, а вырывать прямо с корнем.
9. Религия джайнизм возникла в Индии примерно в 9 веке до нашей эры, однако в первый период не получила распространения в связи с невозможностью заниматься рыбной ловлей, охотой и скотоводством. Сегодня община джайнов все также немногочисленна, но очень влиятельна.
10. Религия практически не вышла за пределы Индии, однако ее влиятельность велика вследствие того, что община джайнов сильна экономически и финансово. Произошло это благодаря запрету на многие виды деятельности, в связи с чем джайнам оставалось только ростовщичество и ювелирное дело. Только эти занятия могли обеспечить соблюдение принципа «ненасилия». Сегодня джайнизм имеет несколько институтов и колледжей, выпускает ряд периодических журналов.
11. Литература джайнов необычайно разнообразна. Несмотря на то, что канонические тексты раннего джайнизма были утеряны, их библиотека является старейшей в Индии и весьма крупной.
12. Несмотря на наличие в Индии классовой системы, джайнизм отрицает ее, что идет вразрез с другими религиями, например с брахманизмом. По мнению джайнов, достичь спасения и просветления может любой человек независимо от касты.
Алексей Д