Главными целями Реформации было вернуть простому народу смысл понимания священных библейских текстов, а также упор на образование, музыку, воспитание. Таким образом, с понимания Бога как жестокого и наказывающего за самую греховную мелочь, в протестантизме Бог открывает себя как любящего Отца, который не взирая лица, готов помогать человеку в его слабостях.
Лютеранские хоралы для домашнего очага стали быть очень похожи на песни, которые немцы пели во время торжеств и празднеств. Вера в Бога стала ближе к народу, и это, конечно же, не могло не отражаться на бытовой культуре немецкого народа, а также тех народов, куда Реформация имела свое влияние.
Не могло это не обойти и вопроса интимных отношений и понимания таинства брака и семейных отношений. Еще до начала Реформации, Римско-католическая церковь воспевала жизненную практику монахов и аскетов, которые, отказывались от брачной и половой жизни. Когда в Эрфурте в 1507 г. Лютер вступил в монастырь приняв себе имя Св. Августина, молодой монах отдает себя на самоистязания и других крайних аскетических форм. Духовный наставник Лютера Йоганн Штаупиц всячески поощрял монаха уповать более на Божью благодать и милость, нежели на свои духовные свершения. Возможно эта мысль и была для него первым толчком на путь к Реформации. Кто знает. Конечно, Лютер боролся с дьяволом, со своими греховными страстями и желаниями.
Понимание того, что Бог не требует от человека строгих аскетических форм для его спасения, в голову Лютера пришло не сразу. Собственно, молодой монах подавлял свои сексуальные желания, поскольку желания вступить в брак всегда среди кругу монахов считалось плотской слабостью. Лютер жил с этим. Причем, стараться угодить Богу его собственными делами, делая его подвиги более фанатичными от других монахов. Лютер восхищался жесткими подвигами умерщвлению плоти многих сподвижников. Даже его духовный наставник с Августинского ордена удивлялся его упорству, и что он слишком к себе строг. Но что смогло радикально изменить взгляды Лютера на брак и интимные отношения?
Конечно, Лютеру нужно еще было многому учиться. Он, как молодой монах, нуждался в богословской опоре и теологическом образовании. По настоянию духовного отца, в 1508 г. Лютер уезжает учиться в Виттенберг и знакомиться с многими источниками вероучения и жизни Церкви. В университете Лютер внимательно изучает произведения Св. Августина Блаженного, которые сформировали его учение о спасении и пониманию природы греха. Там же, будущий Реформатор знакомиться с творчеством философов Средневековья, главным образом из «Сентенциями» Петра Ломбардского, и главным образом, открывает для себя всю красоту теологической пестроты Нового Завета.
Именно знакомство с посланиями апостола Павла к ефесянам и к галатам открывает ему глаза на вопрос спасение с помощью только веры и только благодати, а не по делам, и аскетическим монашеским подвигам. Собственно, у Лютера не могла не возникнуть мысль о том, что люди состоящие в браке, имея интимные отношения в нем также могут быть угодны Богу. Но каким образом, если в браке люди могут удовлетворять свои сексуальные желания? Во времена Лютера, священство описывало брак как действие, как менее богоугодное, и даже в некой степени греховное.
Все сомнения в Лютера развеялись во время его паломничества в Рим в 1511 г. Продлив весь долгий путь, Лютер своими глазами увидел сексуальную развращенность монахов и монахинь; существования мест, неких тайных борделей специально для священников полностью изменило мировоззрение Лютера. К тому же, у будущего Реформатора могло только одно голове вертеться: «Ведь как? Эти люди — монахи, подавляют все свои плотские слабкости». Здесь в этот момент сплыли все подводные камни католического целибата. Об этом справедливо было подчеркнуто составителями «Книги Согласия» в статье XXIII «О браке священников» словами: «Мы не можем восхвалить этот закон о целибате, который защищают противники, ибо он выступает против Божьего и природных законов и расходится с самыми канонами Соборов».
Собственно, критика целибата станет главной мишенью на протяжении всей истории Реформации. Какова же его истинная причина возникновения? В этом же артикуле ниже дан ответ: «Ибо он производит неограниченное количество скандалов, греха и разложения общественной нравственности». Когда Лютер вернулся из Рима, вопрос целибата еще не был глубоко теологически изучен и пересмотрен. Церковь того времени погрязла в дела сексуальной безнравственности, корыстолюбия.
Не смотря на то, что продажа индульгенций и деятельность доминиканского монаха Иоганна Тетцеля и стала поводом для начала Реформации 31 октября 1517 г., все же так или иначе это был серьезный шаг и повод для пересмотра вопроса целибата и вопроса интимных отношений. Иными словами, следствие деятельности Реформации было направленным на вопрос понимания вопроса святости, а также то, спасается ли человек добрыми делами. Если, как утверждал Лютер вслед за апостолом Павлом, что спасение «не от дел», то вопрос значения многих сфер человеческой жизни должен был пересмотрен, включая вопрос интимных отношений в браке. После Вормского эдикта 1521 г., который осудил учение Лютера, в Риме возникли серьезные трудности после смерти папы Льва X. Папская казна была совсем пустой, и его похороны проходили весьма скромно. В Риме тогда стали понимать о необходимости церковных реформ. Джироламо Алеандро стоило подумать о Лютере как потенциального будущего папы, так как о Лютере и Реформации говорили многие; к тому же очень харизматичный лидер и доктор богословия. Но не тут то было. Ничто так не порвало Лютера с Римом больше, чем его собственная женитьба на бедной монашке Екатерине фон Боре в 1525 г. Таким образом, монашеская аскетическая жизнь как способ послужить Христу уже не имели силу. Пришло осознание того, что Рим, который защищает безбрачие, на самом деле покрывает сексуальную распущенность и разврат. В протестантизме, собственно в лютеранстве, брак рассматривался теологически, как союз Христа и церкви, и с позиции другой – как способ продолжения деятельности христианской церкви. Кроме того, священники (пасторы) в лютеранстве становились женатыми, и физическая любовь рассматривалась как то, что благословенно Богом, как это было предвидено в Писании.
Этот тезис поясняет эту позицию как ответ богословским оппонентам в Риме, защищающих безбрачие духовенства, почему существует брак и интимная близость мужчины и женщины: «Во-первых, Бытие…учит, что люди были созданы, чтоб плодится и что один пол должен желать другого». В семействе Лютеров было шестеро детей. И не смотря на то, что Лютер, даже будучи профессором, получал низкую зарплату, отнюдь никак не влияло на исполнение первой заповеди Бытия. Конечно, графское происхождение фон Боры дает о себе знать. Кроме того, господин Кати, как в шутку называл ее Мартин Лютер, не только рожала и воспитывала детей, но и удачно справлялась, занимаясь сельским хозяйством. Итак, интимные отношение в протестантизме – часть жизни христианина. В тоже время, лютеранское богословие, описанное в Concordia, как и другие протестантские вероисповедания, осуждает сексуальную безнравстенную похоть, которая портит человеческое мышление. Собственно, проводится параллель между желанием и похотью. Артикул 7 Статьи XXIII объясняет, что похоть ассоциируется с греховностью, а желание мужа к жене – Божье повеление. Во времена Реформации католическая церковь защищая целибат считала интимные отношения жены и мужа чем-то греховным и нежелательным, поскольку в те времена земля была не столь наполненной, нежели сейчас. Поэтому брак не очень актуален. Но лютеране, приверженцы Аугсбургского вероисповедания, сделали прорыв в понимании вопросов интимных отношений, и с юридической плоскости не опираясь на каноническое право.
Интимные отношения в браке принадлежат к своему роду естественному праву, которое невозможно изменить. Лютеране подчеркивают слова апостола Павла, что желание иметь интимные отношения в браке – способ избежать блуда и разврата. Именно поэтому древние церковные Соборы игнорируют запрет на вступление в брак как постановление Церкви. Кроме того, Римско-католическая практика защиты тайной сексуальной распущенности привело Лютера к ясному видению, о том что лишь в целибате нравственная чистота, а в браке – нет, является лишь прикрытием грехов священников. Таким образом, лютеранство в браке понимало не только как способ иметь интимную близость мужа и жены, но также как один величайший Божьих даров. Поэтому разводы, прелюбодеяние, сексуальная распущенность осуждались на основании Библии – главного источника вероучения лютеранской веры. Но стоит отметить, что брак, тем не менее, не есть таинство, поскольку не связан со спасением человека, и в Новом Завете не установлен Христом как таинством. Однако, поскольку физическая любовь и близость благословлены Богом, узы брака священны.
Святость интимных отношений жены и мужа объясняется в Малом Катехизисе Лютера 1529 г. на шестую заповедь: «Не прелюбодействуй». С точки зрения Лютера, ее легко объяснить, опираясь на предыдущую заповедь «Не убий», поскольку это способ защитить свою жену в отношениях, с которой они как муж и жена едины. К тому же, брак имел место возникнуть в Раю и даже после грехопадения продолжает существовать. Почтение к браку Иисус Христос проявил своим присутствием на свадьбе в Кане Галилейской, где и совершил свое первое чудо. Современное общество, как об этом подчеркивает лютеранский теолог Бярне Тайген, делает все возможное для уничижения таинства брака и правильного понимания интимных взаимоотношений. Индустрия порнографии, которая не была известна Лютеру, также как и Римский целибат, по мнению, богословов, является посягательством на святая святых верных отношений супружеской жизни.
Таким образом, протестантизм в истории Реформации защитил не только институт семьи, но и выступал за верность и чистоту интимной жизни.
Евгений Распопов